На снимке юной релятивистской струи удалось разглядеть ее “родителей”

Астрономы получили первое изображение достаточно молодой релятивистской струи, порождаемой слиянием двух галактик.
На снимке юной релятивистской струи удалось разглядеть ее «родителей»
2bc0a9a81008cea09044479cfbe8ac57_cropped
9 апреля 2020 10:09

Группа исследователей из Университета Клемсона запечатлела направленную прямо на Землю релятивистскую струю от двух сливающихся спиральных галактик. Это первое изображение релятивистской струи, на котором видно ее «родителей». Важное для астрономии событие отмечено статьей в журнале Astrophysical Journal.

Релятивистская струя или джет — это поток электромагнитного излучения в диапазоне от радио до рентгеновских волн. Струи — мощнейшие потоки частиц во Вселенной. Энергия, которую релятивистская струя переносит за секунду, больше, чем Солнце производит за всю свою достаточно долгую жизнь. Струи подобны великим ученым: Ньютону, Эйнштейну, Стивену Хокингу. Такие рождаются раз в сто лет и сияют в миллионы раз ярче, чем остальные светила научного небосклона, надолго опережая свое время.

Гении ослепляют величием. Но кто из нас помнит, как звали маму Эйнштейна? С релятивистскими струями история примерно такая же. Если астрономам повезет, и джет полетит через космические просторы в сторону земных телескопов, удастся получить его изображение. Однако на снимке не будет видно ничего, кроме самой струи — настолько излучение мощное.

В этот раз научному сообществу повезло чуть больше. В восьмиметровый объектив оптического инфракрасного телескопа Subaru на Гавайях попала молодая релятивистская струя. Мощность джета еще не вышла на ослепляющий уровень, а потому на ее фоне астрономы разглядели две спиральные галактики, сливающиеся в одну эллиптическую. Процесс зарождения струи тут же бросились подтверждать с помощью других телескопов: Gran Telescopio на Канарских островах и William Herschel на острове Ла-Пальма. К наблюдениям подключили также космическую обсерваторию НАСА Chandra X-Ray Observatory.

«Родителями» джета оказались TXS 2116−077 — сейфертовская спиральная галактика — и другая спиральная галактика с близкой массой.

Ранее считалось, что релятивистские струи рождаются в старых эллиптических галактиках с активным ядром — действующей массивной черной дырой. Черная дыра притягивает к себе межзвездную пыль и газ. Часть вещества без вести пропадает в сингулярности, а часть ускоряется на входе в черную дыру и формирует поток излучения, устремляющийся в открытый космос с бешеной скоростью. Этот процесс называется аккрецией и происходит далеко не в каждой галактике с черной дырой в центре. В некоторых галактиках, включая родной Млечный Путь, в центре расположились спящие черные дыры, не поглощающие вещество.

Черные дыры «уходят в спячку», как медведи зимой — из-за отсутствия «пропитания». Как же стянуть в центр галактики огромное количество газа, необходимого для формирования релятивистской струи? Слияние — простой способ «расшевелить» галактику и переместить газ поближе к черной дыре. Астрономы полагают, что это произойдет с Млечным Путем через миллиарды лет, когда он, вероятно, сольется с ближайшей к нему галактикой Андромедой. Сверхмощную струю излучения, возможно, сфотографируют телескопы дальних потомков земной цивилизации, живущих на тот момент за тысячи световых лет от родной галактики на экзопланете под названием Земля 2.

Ещё больше по темам