На работах Леонардо да Винчи обнаружен скрытый мир бактерий, грибков и человеческого ДНК

103dfc5f57cc86b5950d99b37c215fdb_ce_2311

В работах гения нашли еще один «слой»

Анализ, опубликованный в журнале Frontiers in Microbiology, показал, что каждое произведение Леонардо да Винчи содержит уникальные коллекции бактерий, грибков и даже человеческих ДНК. Исследователи считают, что ДНК появилось на работах уже после смерти художника, и, вероятно, принадлежат людям, работавшим с рисунками на протяжении последующих веков.

Ученых встревожило наличие микроорганизмов, способных разрушать бумагу в течение длительного времени. Наличие человеческого ДНК — также след работы большого количества реставраторов, которые защищали произведения от этих «вредителей».

Еще одним сюрпризом для исследователей стала высокая концентрация бактерий и (главное) их преобладание над грибками. Ранее считалось, что грибы всегда доминируют на бумаге и способствуют разрушению картин.

Микробиом каждой работы художника также содержит достаточно общих ключевых элементов, чтобы позволить экспертам распознавать подделки исключительно на основе их несоответствий. Исследователи также планируют проверить таким путем рисунки и черновики Леонардо да Винчи, которые на сегодняшний день считаются подлинными. Возможно, в ближайшем будущем историков ждут большие сюрпризы.