На Луне обнаружили минерал с удивительным составом

Визуализация лунного минерала, содержащего молекулярную воду
Визуализация лунного минерала, содержащего молекулярную водуИсточник: Chinese Academy of Sciences

Китайские ученые изучили образцы грунта и пыли, собранные на Луне и доставленные на нашу планету китайским посадочным модулем «Чанъэ-5». В лунной пыли оказался минерал, содержащий так много воды, что она составляет 41% его веса. Его особенности описало издание ScienceAlert.

Минерал похож на новограбленовит, который был обнаружен всего несколько лет назад в базальтовой породе с полуострова Камчатка в России. Лунная и земная версии характеризуются химической формулой (NH4)MgCl3·6H2O и имеют схожие кристаллические структуры. Учитывая, что мы можем изучать новограбленовит прямо здесь, на Земле, открытие почти идентичного минерала на Луне может дать нам некоторые подсказки о том, где скрывается лунная вода и как она туда попала.

Происхождение, наличие и распределение воды на Луне до сих пор остаются загадкой. Знание того, где скрывается вода, имеет значение для будущих миссий по исследованию спутника Земли, поскольку людям вода необходима для выживания.

Ученые под руководством физиков Шифэн Цзинь и Мунань Хао из Китайской академии наук проанализировали образцы и их состав с помощью рентгеновской кристаллической дифракции и химического изотопного анализа. Их усилия выявили наличие молекулярной воды, причем минерал (NH4)MgCl3·6H2O содержал до шести кристаллов воды.

Крошечная крупинка минерала, содержащая воду
Крошечная крупинка минерала, содержащая водуИсточник: Jin et al., Nat. Astron., 2024

Новограбленовит редко образуется на Земле. Он возникает в результате взаимодействия горячего базальта с вулканическими газами, богатыми водой и аммиаком. Лунный минерал не совсем такой же — обнаруженный в нем изотоп хлора имеет другой состав по сравнению с земными изотопами хлора. Но механизм его образования, вероятно, довольно схож.

Можно предположить, что в прошлом, когда Луна переживала фазу вулканической активности, на ней существовал источник как воды, так и аммиака. «Термодинамический анализ показывает, что нижний предел содержания воды в лунном вулканическом газе в то время был сопоставим с таковым у самого сухого вулкана на Земле сегодня — вулкана Ленгаи», — говорят ученые.

Не исключено, что есть и другой источник воды на Луне — гидратированные соли. Они намного более стабильные, чем водяной лед, а еще они могут существовать даже в тех областях Луны, на которые часто попадает солнечный свет. Для сравнения: водяной лед «прячется» только в затененных кратерах на лунных полюсах.

Ранее в образцах, добытых на Луне, обнаружили природный графен. Подробнее об этой находке написано в другом материале Hi-Tech Mail.