На какие абсурдные проекты просят деньги начинающие предприниматели
Создатель сообщества «Бесплатный стартап» Юлия Фролова собрала примеры у российских инвесторов.
Среди тысяч писем, которыми стартаперы бомбардируют инвесторские почты, попадаются шедевры, превосходящие творчество номинантов на Нобелевскую премию по литературе. Один венчурный капиталист поделился со мной питчем, где помимо самого предложения художественно описывался психоделический опыт пути к инсайту.
Правда, многие стартаперы, напротив, не спешат делиться даже идеей. Ведь её могут украсть, а денег не дать. В таких случаях инвесторам остается довольствоваться скромными намёками.
Вот цитаты из стартаперских коммерческих предложений, которые прислал управляющий партнер фонда AltaIR, бизнес-ангел Игорь Рябенький: «У меня есть идея на миллион», «Идея, которой нет ещё в России, скорее, и в других странах тоже. Вы будете первыми, кто применит эту систему, это новшество для всех, всё гениальное просто», — о чём именно идёт речь, претенденты на транши, конечно, не говорят. Зато часто подобные питчи заканчиваются чем-то вроде: «А вы точно инвестор?». И правда, время — деньги, незачем распыляться перед кем попало.
Не только ради забавы, но и ради предотвращения подобных ошибок, я поинтересовалась у инвесторов, какие абсурдные идеи им питчили.
Алексей Спасский IMI.VC
Ажиотаж вокруг ИТ-индустрии порождает приток людей непрофессиональных, которым кажется, что они смогут придумать идею и сделать бизнес. Конечно, это не так.
Абсурдные проекты появляются каждый день: например, проект запуска спутников для всемирного интернета от школьника 16 лет — такую презентацию я открыл в 2014 году. С одной стороны идея отличная. Facebook как раз вкладывал миллиарды в разработку таких технологий. Но возможность реализации проекта и успеха этого бизнеса для человека без квалификации и опыта — абсурд.
Александр Шульгин ГК «Фамилия»
Самое распространенное абсурдное явление — попытка убедить инвестора вложиться в идею — да-да, в идею, — которую сам фандрайзер не может даже сформулировать, и в процессе питчинга развивает первоначальный «набросок», который в течение последующих нескольких минут уже совсем не имеет ничего общего с первоначально озаглавленной темой. Вот именно такие явления — это абсурд абсурдов по всем параметрам.
Среди забавных абсурдов я бы выделил прыгающий авто, который посредством устройства, прикрепляемого к днищу, перепрыгивает через все неудобства в современном городе.
Павел Черкашин GVA Vestor.in
Мне предлагали вложиться в мобильное приложение для выставления виртуальной свечи в церкви и совершения других религиозных ритуалов в онлайне.
Абсурдно, потому что целевая аудитория приложений — молодёжь — мало ходит в церковь, а если и ходит, то не захочет заменять этот ритуал онлайн-действием, потому что важен сам ритуал, а не факт установки свечи.
Игорь Песин Life.SREDA
Нам предлагали вложиться в проект по использованию «сверхслабого электромагнитного излучения материальной среды — веществ и биообъектов».
Из описания этой инновации:»…позволяет передавать по линиям связи излучения различных веществ, а потребителям в любой точке земного шара использовать его в медицине, фармакологии, растениеводстве, ветеринарии, птицеводстве, пищевой промышленности и других областях жизнедеятельности человека».
Было и «подобие Twitter, но без ограничения символов».
Некоторые «стартаперы» любят рассказывать, что у них есть крутая идея (и только), но она настолько бомбическая, что поделятся они ею только после того, как мы NDA подпишем. Их нельзя переубедить аргументами о том, что нам надо понимать, о чем вообще речь, соответствует ли это нашему инвестиционному фокусу.
Владимир Княжицкий эксперт и ментор совета Санкт-Петербургской Ассоциации бизнес-ангелов
Был проект — нестандартный инструмент рекламы: автомобиль с проектором паркуется рядом с домами и проецирует рекламу на их стены. Формально — технически всё очень просто, но юридически — весьма скользко.
Считается ли световое изображение на стене здания рекламой или нет? Или, может быть, это «случайный отсвет» от оборудования, стоящего в машине? Вопрос остается открытым.
Сергей Топоров LETA Capital
На мой взгляд, самые абсурдные заявки, которые получал наш фонд — это «Первый в мире университет по эзотерике, магии и паранормальным явлениям» и запрос на $30 млн на производство казахстанского блокбастера «Рабы».
В первом случае сложно было бы найти знаменитые отчеты IDC и Gartner по рынку обучения магии, поэтому мы не инвестировали в проект. И приборы диагностики ауры и генераторы особых полей производятся без нас.
Во втором случае нас напугали возможные заголовки новостей — «LETA Capital покупает рабов».
Алексей Соловьев Prostor Capital
О большинстве отвергаемых идей ничего плохого сказать нельзя, просто их авторы обращаются к нам за поддержкой, не понимая принципы и бизнес-модель работы фонда.
Вот только несколько свежих примеров: создание производства по розливу питьевой и минеральной воды в Белоруссии, издательство в Грузии, которое ищет венчурного партнера, чтобы «расширяться и достигать уровня европейской полиграфии», и так далее. Эти проекты абсурдны не сами по себе идеи, абсурдны предположения, что венчурный фонд может их поддержать.
Идея, которая меня действительно недавно рассмешила, — это поиск венчурной поддержки для мультфильма про Сноудена. Сейчас авторы переместили свой запрос на Boomstarter и набрали целых 150 из требуемых 100 тысяч рублей. Мне кажется, что здесь уже вполне осознанный (и, слава Богу, не прокативший) расчет на дураков.
Михаил Лобанов Target Global
Мне больше всего запомнился проект по строительству в Крыму огромного гостиничного комплекса, который сверху был бы похож на большого медведя — он был бы весь золотого цвета, в одной «лапе» располагался бы бассейн, в другой — аквапарк, рестораны, боулинг и так далее. На всё это запрашивалось 3 млрд рублей.
Особенно популярная тема — космические проекты «на будущее». Один из инвесторов рассказал о ноу-хау-устройстве для перемещения в космосе: «внешне устройство похоже на гармошку или пружину: сжимается двумя руками, одной рукой отпускаешь — и тебя уносит в другую сторону». Целевая аудитория, конечно, не анализировалась.
© vc.ru