На языческом капище VII века найдены золотые и серебряные дары богам

язычество и христианство
Подборка находок из Хезингена. Автор: Ян-Виллем де Корт, Марио ван Эйзендорн и Археокар в работе Де Корта и др., 2024Источник: https://phys.org/

Недавнее исследование доктора Яна-Виллема де Корта и его коллег, опубликованное в журнале Medieval Archaeology, сообщается, что в Нидерландах было обнаружено культовое языческое сооружение раннего средневековья.

Хорошо раскопанные и тщательно проанализированные языческие капища являются ключом к пониманию меняющегося ритуального поведения различных дохристианских групп. Однако, в отличие от более многочисленных и часто лучше изученных дохристианских культовых объектов Северного мира, в Нидерландах, северной Германии и Великобритании таких объектов гораздо меньше.

У кого-то может возникнуть соблазн распространить знания о местах дохристианских языческих культов в северных регионах на остальной германо-нордический мир. Однако нордическое язычество не является универсальным, и верования и обычаи других германо-нордических групп менялись с течением времени и территориально.

Открытие Хезингена на востоке Нидерландов предоставило исследователям уникальную возможность лучше понять культовые ритуалы в этом регионе.

Раскопки в Хезингене проводились в 2020 и 2021 годах после того, как металлодетекторы обнаружили в земле множество золотых и серебряных монет.

язычество и христианство
Хезинген на современной картеИсточник: https://www.tandfonline.com/

По словам доктора де Корта, исследование также было вызвано необходимостью, поскольку этому участку угрожало благоустройство. Это потребовало бы удаления верхнего слоя почвы, чтобы стимулировать восстановление первоначальной растительности (вереска).

Во время раскопок было обнаружено, что Хезинген представлял собой большую круглую постройку, состоящую из деревянных столбов, окружающих здание необычной формы и, возможно, Херренхоф резиденцию вождя общины, вероятно, построенную в VI веке.

В Хезингене были обнаружены три объекта: объект 1, содержащий только одну золотую монету, объект 2, в котором были обнаружены 24 фрагментированных и целых тремисса (золотые монеты), а также золотая подвеска и серебряная серьга, и объект 3, в котором были обнаружены тремиссы и небольшая подвеска.

Кроме того, было обнаружено 17 ям c вкопанными в них столбами. Ученые предположили, что это место служило важным культовым сооружением в решающий период культурного перехода на пороге христианизации региона. Деревянные столбы, расположенные в соответствии с точками весеннего и осеннего равноденствия, указывают на то, что это капище, которое возможно использовалось для проведения сезонных ритуалов, связанных с посевом и сбором урожая.

«Четыре ряда столбов расположены точно с востока на запад», — объясняет доктор де Корт. «Солнце встает здесь в день весеннего равноденствия почти точно на востоке (в наши дни это легко проверить с помощью программного обеспечения для солнечных батарей)».

Вероятно, это место использовалось во время осеннего и весеннего равноденствия, чтобы задобрить богов и возблагодарить их за хороший урожай. Точно неизвестно, каким богам предназначались дары, однако в средневековых миссионерских текстах жертвоприношения такого рода упоминаются неоднократно.

язычество и христианство
Монеты, предназначенные богамИсточник: https://www.tandfonline.com/

В частности, в этих текстах говорится, что для принятия христианства местные жители должны были отречься от своих местных богов и прекратить оставлять «диоболгельды» (деньги дьявола) в культовых местах.

Наличие золотых и серебряных монет и артефактов, которые представляли собой предметы большой ценности, а в некоторых случаях и редкости, еще больше дает представление о том, что жертвователями была местная знать.

«Вероятно, это делалось для демонстрации их религиозно-политической власти и социального статуса», — считает доктор де Корт. «Я думаю, что это культовое место в основном посещалось местной элитой. Простолюдины, возможно, приносили менее ценные жертвы богам в других местах.

Капище также дает косвенное представление о постепенной христианизации региона. «Известно, что такие миссионеры, как Плечелмус и Лебуинус, проповедовали в этих местах около 760 года, и, кроме того, примерно в то же время были освящены первые церкви (такие как Олдензааль)», — говорит доктор де Корт.

Хезинген представляет особый интерес в этом отношении, поскольку он был заброшен в конце VII или начале VIII века н.э. до широкой христианизации региона. Это наводит на мысль о том, что, возможно, местная элита была одной из первых, кто принял христианство, что привело к отказу от обрядов на капище Хезинген.

язычество и христианство
Языческое капище в представлении художникаИсточник: https://www.tandfonline.com/doi/

Недавно норвежские археологи нашли и собрали воедино осколки древнего рунического камня.

©  HI-TECH@Mail.Ru