«Мы тут мир хотим менять, а не долю рынка захватывать» — Интервью Олега Тинькова РБК

Бизнесмен Олег Тиньков дал интервью РБК, в котором рассказал о создании «финансового супермаркета», поделился взглядами на состояние рынка финансовых услуг и вновь вспомнил о «Рокетбанке». Редакция vc.ru приводит цитаты из интервью предпринимателя.

Олег Тиньков надеется, что «финансовый супермаркет», который планируется запустить на базе Tinkoff.ru, изменит потребительские привычки россиян.

Это все, что связано с финансами. Вот все. Человек подумал о финансах и сразу пошел на Tinkoff.ru и все услуги там получил. Все, подчеркиваю. Начиная от инвестиционных и брокерских, а также платежные, страховые сервисы.

Этот проект бизнесмен сравнивает с «Яндекс.Маркетом».

Почему «Яндекс.Маркет» популярен у определенной группы людей? Потому что они сравнивают. Ты не только получаешь все виды услуг в одном месте, но ты еще и сравниваешь. Потому что мы будем предоставлять эту площадку для всех наших конкурентов-партнеров. Они будут выставлять свои продукты как на витрине. По сути, это базар. Представьте себе базар: мы говорим, что будем продавать лавки, они будут выставлять свой товар.

cc3e20d7cf4b7f.jpg

На создание «финансового супермаркета» Тинькова вдохновил Amazon.

Я думал об этом еще пять лет назад, что нужно все делать на Tinkoff.ru. И что рекламировать нужно Tinkoff.ru, не банк, а бренд. Безусловно, на нас повлиял бурный успех Amazon, который стал особенно заметен три года назад. Пять лет назад, когда идея мне в голову пришла, она не могла воплотиться. Мы помним, сколько было брокеров и онлайн, и офлайн, и они все рассыпались. Потому что для идеи важно, чтобы она была еще реализована в правильное время.

По словам предпринимателя, рост банковского сектора в России приостановился, и сейчас кредитные учреждения ведут борьбу за клиентов.

Раньше все пыжились друг перед другом, «ты кто вообще?». Сейчас все стало понятно, рынок устаканился. И теперь правильное время, чтобы делать брокеров.

Тиньков рассказал, что его «финансовый супермаркет» специально будет продавать услуги конкурирующих компаний, чтобы некоторые менеджеры ТКС «наконец-то жопой двигали».

— Например, страхование наше работает не так, как банк. Банк — реально звезда рынка, а страхование только раскачивается сейчас. Это во-первых. Во-вторых, я не исключаю, что мы покусимся на святая святых и в следующем году заведем кредитные карты и дебетовые карты наших основных конкурентов. И, конечно же, депозиты, то есть наш основной бизнес.

Да, мы будем конкурировать, ничего страшного. Базар есть базар. Можно на нем и свою продукцию выставлять, но если она будет хуже, то ее никто не будет покупать.

— А в этой модели не будет конфликта интересов? То есть вы можете набрать партнеров, которые на вашем фоне выглядят похуже.

— Они будут выглядеть, как они выглядят. Какая невеста, такая невеста, я ей морду не пририсую. Я отвечаю как есть: конечно же, это конфликт! Конечно же, это будет суперраздиралово и для сотрудников банка, и для наших [партнеров]. Но в этом-то и моя идея, чтоб создать конфликт.

Потому что в этом конфликте и рождается что-то гениальное. Если я не создам конфликт, это никому не нужно. Этот конфликт — то, что меняет мир, а мы тут мир хотим менять, а не долю рынка захватывать.

Зарабатывать проект, по словам Тинькова, будет на комиссии с партнёров, а для привлечения клиентов кредитная организация намерена работать с «большими данными». При этом он утверждает, что бизнес-плана у него нет.

— […] Никто из финансистов — страховые компании и банки — вряд ли может с нами конкурировать с точки зрения умной покупки трафика и его конвертации. Можно залить деньгами «Яндекс», но одним контекстом, нанять всех этих Ашмановых, SMM этим заниматься — это все не то. Покупка трафика — это путь в никуда. Существуют более технологичные, умные вещи, мы работаем с элементами big data, у нас есть десятки аналитиков. Против лома нет приема.

— Бизнес-план у вас есть какой-то?

— Честно говоря, нет. Какой бизнес-план? Мы же не «Уралсиб», это в «Уралсибе» финансовые супермаркеты создают, которых нет.

Ближайшим конкурентом «Тинькофф Банка» Олег Тиньков называет «Тачбанк».

Ну, а кто? Они сейчас по телевизору рекламируются и тоже карты привозят, как и мы, их модель — привезти карту. Я в этот проект не очень верю, но зачем об этом говорить? Я вот, например, в «Рокетбанк» тоже не очень верил, и я им искренне пытался помочь, это симпатичные ребята, такие хипстеры.

Коснувшись темы «Рокетбанка», бизнесмен упомянул, что сделал этому платёжному сервису «рекламу».

Я им помог — бесплатно, по-отечески, но потом они стали зачем-то хамить. Это было очень странно, и меня троллить жестко, мне это как-то не очень понравилось, потому что я считаю, что, во-первых, это некрасиво, во-вторых, неуважительно.

Я как человек из 90-х считаю, что должна быть какая-то субординация, то есть я не могу, например, троллить или оскорблять [Михаила] Фридмана. Это невозможно, а я с ним одногодка, я с ним дружу и на «ты» разговариваю. Но как бы это другого уровня и масштаба личность. Так и я по сравнению с ними такой же Фридман. Они не могут со мной на ты говорить: «ты, там, м…к». Ну это невоспитанность какая-то.

Перспективы сотрудничества «Рокетбанка» с банком «Открытие» Тиньков оценивает скептически.

Я думаю, что все эти так называемые фаундеры, как они писали там, в течение полугода все равно разбегутся. Потому что они не могут работать в структуре, где есть комплаенс, где письмо, прежде чем его повесить, написав чушь, надо у юристов проверить, и так далее. Просто огромная структура в виде «Открытия» их сожрет, в итоге они плюнут, кинут смузи в Беляева и уйдут.

Также предприниматель убеждён, что в ближайшие годы наличные деньги уйдут в прошлое.

Это 100%. Просто я не знаю, сколько лет — десять, восемь или 12. Но логика мне подсказывает, что как в свое время и золото исчезло, так и наличные исчезнут. Конечно, все будет электронное. Тем более все будет в телефоне или каком-то другом гаджете. Точнее, все будет в облаке.

Но для этого прежде всего нужно полное покрытие интернетом, а до этого тоже еще далеко. Как только весь мир будет покрыт условным 3G, тут и не будет наличных. Сейчас вот едешь на Камчатку и думаешь, а хрен его знает, возьму-ка я с собой котлету [наличных], может, там нет интернета и карточку не берут.

Эту мысль он подкрепляет примером собственного бизнеса.

У нас раньше никто не хотел вводить карточку в интернете, а сейчас все вводят. Когда мы начали «Тинькофф Банк, у нас платежи были 10%, а снятие наличных 90%. Прошло девять лет, и все ровно наоборот. Раньше люди думали: «Да ну на хрен, какую-то карточку куда-то там совать».

Он заходил, в банкомате снимал и тут же платил наличными, хотя ему всего-то нужно было дать карточку. Но он этого не делал, потому что боялся. Так и вы — не будете бояться. Хотя скорее ваши дети не будут: посмотрите на детей и все поймете.

©  vc.ru