«Мы становимся народным конструктором сайтов» — Интервью Татьяны Смирновой с основателем сервиса Tilda Publishing Никитой Обуховым

Посол Behance в России Татьяна Смирнова взяла интервью у дизайнера и основателя сервиса Tilda Publishing Никиты Обухова — о том, с чего начать путь в веб-дизайне, как создать собственную студию, а потом перейти на продуктовый дизайн и сделать успешный проект, не привлекая инвестиций. Обухов поделился мыслями о будущем образования в дизайн-среде и о том, что будет происходить с веб-дизайном в целом.

969abb9dd37338.jpg

Почему ты в 2006 году вдруг захотел заниматься дизайном? Неужели не было других интересных задач?

Мне кажется, да, не было других задач. Тогда я вообще начинал как flash-аниматор, была такая программа Flash. И я делал всякие презентации, рисовал ролики, анимировал их.

Скажу честно, я увлекся веб-дизайном, когда увидел сайт «Матрицы». Это был очень забавный сайт, сейчас таких нет — на него заходил, и видел кучу мониторов. Я это увидел и подумал: «Вот это да! Хочу так же».

Что тебе помогло в плане обучения веб-дизайну или ты сам как-то начал учиться, для себя?

Это короткая история. Я пять лет развивался как дизайнер. Сначала работал в одной дизайн-студии, затем в другой. Потом работал уже как фрилансер. И за пять лет я настолько «прокачался» в создании корпоративных сайтов, что мне стало скучно. И я поехал в Москву учиться в Британку.

В общем, получается, что я два раз ее окончил: на одном курсе год проучился, а затем на визуальных коммуникациях у Леонида Фейгина два года.

Обучение много тебе дало или, скажем так, оно спонсировало само себя?

Да, конечно же. Есть много мнений, точек зрения на то — надо ли дизайнеру учиться или не надо. Некоторые говорят: «Да что там? Рисуй больше в Photoshop и все».

Когда я пришел учиться в Британку, я не был новичком. Я считал себя прокаченным дизайнером.

Но образование — это нечто большее, потому что помимо практических навыков ты получаешь теоретическую базу. И это не про то, как рисовать в Photoshop, а про основы композиции, шрифты, как строить визуальную коммуникацию, доносить сообщение. Это чуть-чуть повыше уровень.

Я учился на курсе, сейчас не знаю, как он называется, «Визуальные коммуникации», курс подготовки для арт-директоров. И там тебе дают информацию, которая позволяет перерасти из обычного дизайнера и быть на ступеньку выше. И ты уже по-другому смотришь на мир. Ты сидишь у себя в провинции, смотришь на ЖЖ или другие сайты, и все эти люди кажутся тебе очень далекими, недосягаемыми.

И когда ты приезжаешь в Москву учиться, то это возможность не только знания перенять, но и просто пообщаться с кем-то.

Такая классная тусовка. А как получилось у тебя с FunkyPunky?

Вообще эта дизайн-студия — мой персональный проект. Изначально это была курсовая, точнее дипломная работа — сайт-портфолио. Я до обучения рисовал только бизнес-сайты, в общем, скучную ерунду, и мне хотелось сделать что-то творческое. И вот я сделал этот сайт.

Тогда он выглядел по-другому, не так, как сейчас. И три года я работал как фрилансер, потом заказов стало много, людям нравилось то, что я делаю, и это все переросло в дизайн-студию. Такая стандартная история.

Эволюция сайта дизайн-студии funkypunky.ru

Хотелось когда-нибудь уйти работать в какой-то крупный холдинг или на сторону клиента?

Если честно, мне это до сих пор интересно, но кажется, что уже не будет возможности, хотя не буду зарекаться. Но, действительно, у меня нет опыта работы в большой компании.

Я много общаюсь, например, с Ваней Васильевым из «Альфа-банка», и он говорит: «Да ладно, ничего ты не потерял от того, что не работал в большой компании». Но все равно мне было бы интересно посмотреть, но, как я понимаю, ничего особенного в этом нет. То же самое и даже хуже.

Как ты решился пойти преподавать? И вообще нужно ли преподавать?

Мне кажется, человек прямо вот такого решения не принимает: «Все, идут преподавать». Нет, скорее, как-то обстоятельства так складываются, что человек попадает в эту среду. Во-первых, так как я арт-директор, мне постоянно приходится что-то кому-то объяснять, тем же коллегам. Плюс меня часто приглашали рассказать о себе, провести мастер-классы в Британке. И раз за разом я начал втягиваться.

Сначала ты рассказываешь что-то про свои работы. Потом, когда становится скучно, начинаешь подгонять под это какую-то теорию, начинаешь размышлять и как-то применять уже в своей работе. Материал копится, и наверное, мозг получает команду, что нужно этим больше заниматься. Ну, и лично мне нравится преподавать. Хотя преподавание — это такая двоякая штука. С одной стороны, у меня есть опыт, какие-то личные ноу-хау, и я решаю ими поделиться, но я не знаю, что получу взамен.

Это, по сути, идеи в подарок, потому что платят за это небольшие деньги.

Быть дизайнером гораздо выгоднее, чем преподавать дизайн.

Я не знаю, если честно, почему люди преподают. Для себя я, например, еще не решил. Особенно это касается практиков. Я себя не отношу к тем, кто уже вышел на пенсию и ему больше ничего не остается, как учить других старым идеям. Мы же активно продолжаем работать, в том числе Ярослав Шуваев, мой друг. Так что тут до конца непонятно. Видимо, что-то вот в этом есть.

0f598422ca7190.jpgВо время интенсивов «Веб-дизайн. New age» в Британской высшей школе дизайна. Фото: студия FunkyPunky.

Можно сказать, что преподавание — это не просто реализация себя как эксперта, но и своеобразная возможность роста, потому что тебе необходимо быть в тренде, понимать то, о чем ты говоришь?

Да, на самом деле быть преподавателем не так круто, как кажется. Ты так не думаешь? Вот, он преподаватель, наверное, он крутой, и денег у него, наверное, от этого много. Но все не совсем так. И это вовсе не так классно, как может показаться на первый взгляд. Честно говоря, это сложная работа.

Здорово, что ты соглашаешься на такие сложные задачи. А у нас парочка общих вопросов. Начнем с того, какие требования ты предъявляешь к самому себе? Различаются ли они дома и на работе? Может быть, если ты неудачно заварил чай, да, ну, и ладно, а вот если на работе что-то не так сделал?

Последнее время я работаю над тем, чтобы поменьше критиковать людей. Они все время жалуются, что я довольно жестко комментирую их работу.

Я не то, чтобы хочу так делать, но просто я не вижу промежуточный вариант: либо все сделано круто, либо не сделано. Когда я на что-то смотрю, я всегда думаю, как это улучшить, что можно исправить, чтобы это было классно.

Людям, которые со мной работают, тяжело. Но я над этим работаю.

Люди обычно просят дать обратную связь или там влезаешь со своими комментариями?

На самом деле, с обратной связью все очень сложно обстоит. Тут зависит от человека. Некоторые люди уверены, что если ты профессионал, ты должен адекватно воспринимать критику, потому что это часть твоего рабочего процесса.

Да, я согласен, что есть небольшая часть людей, которые к критике абсолютно нормально относятся. Зачастую это скорее фидбэк на работу. Но это тоже нужно уметь делать правильно. Я не имею в виду, что ты «мочишь» кого-то, а просто не показываешь, что это ценная работа. Человек старался, а ты это не ценишь. В общем, много таких нюансов.

Давишь авторитетом.

Это можно так воспринять. В этом-то и смысл, потому что, по большому счету, я никого никогда не хочу обидеть. Ты что-то делаешь, а человек о твоей работе дает отзыв, и не просто кто-то со стороны, а тот, с кем ты работаешь.

Это всегда такая вещь… Этим и отличается слаженная команда от больших или новых компаний, потому что люди знают друг друга, знают, что и как можно сказать, поэтому и эффективность от командной работы выше.

А как у вас в Tilda обстоят дела с обратной связью? Как она у вас настроена? Ты правду-матку режешь своей команде?

Я бы не назвал ее своей. Мне кажется, что отчасти мы все равны, поэтому мы стараемся слушать и слышать друг друга. Мы знаем, что, кому и когда можно говорить, но для этого постоянно нужно держать себя в руках и не позволять себе расслабляться. Но мы стараемся понимать друг друга.

bd69fba374c204.jpgРабочий вечер в Tilda Publishing. Фото: Александр Ганюшин

Возвращаясь к тебе. Расскажи про свой распорядок дня. Обычно спрашивают про то, как ты распределяешь задачи, сколько времени уделяешь на чтение книг, статей? Может быть, занимаешься самообучением или проходишь какие-то курсы?

Мне кажется, что я ничем не отличаюсь от обычного современного человека. Я смотрю сериалы, мультики. С трудом встаю и поздно засыпаю. Я думаю, что нет ничего интересного, что можно было бы рассказать. Какой-то непонятный вопрос. Можно, конечно, рассказать, что я делаю сейчас. Сегодня я случайно прочитал интервью Дурова.

Последнее время я стал много слушать книг, не читать, а именно слушать. Вот недавно прочитал интервью Дурова, там он дает ссылку на книжку, она называется «Поток», про, так называемые, потоковые состояния. Оказывается, это довольно популярная книга сейчас, хотя написана была 20 лет назад. Вот сейчас я ее слушаю. Там нет каких-то откровений, но ее приятно слушать. К сожалению, я много бываю в соцсетях. Не комментирую, а больше сканирую. Мне кажется, сейчас это важно для профессионала — знать, что происходит нового, чтобы что-то не упустить.

Как ты работаешь со своими задачами? Как расставляешь приоритеты?

У нас все очень просто. Мы работаем по скраму. Есть стена, на которую мы клеим стикеры с нашими задачами. То есть у нас все по-модному. Смысл очень простой. В Trello мы только пишем баги. На стене все задачи у нас делятся на семь категорий — каждая отвечает за свою часть продукта. Есть те, которые находятся в производстве, есть те, которые в проверке и есть выполненные. Все стандартно.

Краткосрочные задачи мы обсуждаем каждый день. Встречаемся на 10–15 минут и решаем, кто что делает в течение дня. В понедельник мы определяем задачи на неделю вперед. В Trello у нас есть бэклог пожеланий. У нас хорошая связь с пользователями, и нам очень часто пишут какие-то «хотелки». Вот их мы все собираем и постоянно достаем что-то новое. Как только появляется возможность — начинаем переваривать.

Фото: Татьяна Шкондина

Раз уж перешли к Tilda, расскажи про сам процесс перехода. Как так получилось, что ты решил из студии, тем более своей, перейти в продукт?

Да, сейчас расскажу, как бы еще раз сформулирую и для самого себя. Это произошло скорее от нежелания заниматься разработкой заказных веб-дизайнов. Во-первых, я уже устал от этого. Я долго работал над такими задачами. У меня уже масса таких проектов. Ты делаешь что-то для заказчика, ему нравится, он платит деньги, и ты забываешь про эту работу навсегда. Это немного грустно, потому что ты не видишь, что происходит дальше, не имеешь возможности это контролировать.

Это обычная история, когда ты работаешь на потоке. И в какой-то момент меня это стало расстраивать, потому что можно полгода-год заниматься каким-то классным проектом: классный дизайн, макет. Вроде бы все хорошо, запустили, все работает. Но через какое-то время все погибает, потому что заказчик не совсем понимает, как это делается. И получается, что тебе нечего показать, потому что все испортилось, хотя изначально все было здорово. Это первый факт.

Второе — сейчас просто волна такая — продуктовые разработки. И мне это интересно, потому что хочется работать над проектом, где ты сам за все отвечаешь и все контролируешь. Тут ты сам себе заказчик. И мы решили, что лучше делать свой продукт, чем заниматься заказными разработками.

Расскажи, раз уже затронули этот вопрос, про разницу между заказной разработкой и своим продуктом?

Самый главный момент, ну, он наверное, из негативных, связан с тем, что ты приходишь в новую индустрию, где ты ничего не знаешь. Тут даже речь не идет про стартапы или инвестиции.

Когда работаешь на заказчика, все довольно комфортно. У тебя есть клиент и есть бюджет, в который ты должен уложиться. Ты просто что-то выполняешь, получаешь свои деньги и все. Даже если вы ссоритесь, ты оставляешь себе предоплату.

В продукте ничего этого нет. Ты сам себе заказчик, и тратишь уже свои деньги или распоряжаешься деньгами, которые кто-то вложил. И вот тут ты уже по-другому работаешь — начинаешь экономить, переосмысливаешь свои обязательства, потому что не факт, что у тебя это купят, и что это принесет сверхприбыль или даже просто прибыль.

По статистике, лишь мизерный процент ее получает. Здесь очень много рисков, нервов и неопределенности. Вот так-то.

Как быстро у тебя произошел этот переход с точки зрения финансов, когда FunkyPunky перестал уже быть постоянным заработком, и ты смог полностью погрузиться в Tilda, начать растить команду?

Наверное, где-то за полтора года. Мы делали бэксайт-проект, но как-то вяло. Потом выпустили beta, и поняли, что есть интерес, и мы не ошиблись с продуктом. Мы постепенно перестали брать новые проекты, заканчивали старые и стали полностью переходить на Tilda. Где-то через 9 месяцев мы уже полностью закончили все текущие проекты и работали только над Tilda. Я передал управление FunkyPunky своему другу, Андрею Ермилову, и к этому я сейчас пока не отношусь.

Почему выбрали направление лэндингов? Было ли это твое решение или командное?

Смотри, получилось все таким образом. Я сейчас немного расскажу, потому что не все до конца понимают, что это такое и что сейчас происходит на этом рынке. Когда мы только начинали делать Tilda, мы долгое время развивались только с фокусом на контент, на какие-то визуальные истории для журналистов, издателей, контент-редакторов.

Но посмотрев на статистику, мы поняли, что это больше про сайты, потому что на них спрос больше. В общем, сейчас мы на 80% фокусируемся на сайтах, а 20% — на контент, то, что мы называем эдиториал. Почему с эдиториал все тухло? Мне кажется, потому что у нас вообще с журналистикой в стране не очень хорошо. Есть отдельные ребята, и их не единицы, но заработать на этом невозможно.

d4b10ca937c3bd.pngШаблоны страниц сайтов на Tilda разделены на две группы: бизнес и эдиториал

Но есть спрос на сайты, и я думаю, что это здорово, что мы нашли себя в этом и даем людям то, что им хочется. По поводу направления лэндингов. Для меня, по большому счету, это все одно и то же, потому что изначально, когда мы делали заказной дизайн, мы всегда отталкивались от контента.

Мы все фанатеем от классной подачи информации, а это и есть то, в принципе, зачем нужен интернет — передавать информацию от одного к другому. У нас есть свое видение, потому что мое первое образование как раз-таки связано с визуальными коммуникациями. И я воспринимаю интернет, прежде всего, как коммуникационную среду, поэтому для меня нет разницы между лэндингом, лонгридом или фото-историей.

Я сторонник мультидисциплинарности, когда дизайнер понимает, что самое главное — это умение работать с контентом, а для чего он создается уже не так важно, потому что принципы работы с контентом, выражения своих мыслей работают везде одинаково.

Но есть спрос на сайты, и я думаю, что это здорово, что мы нашли себя в этом. Поэтому, еще раз, коротко скажу. Я не разделяю дизайн лэндингов или чего-то еще, это просто про дизайн и его массовое применение, а форматов может быть много, к тому же они постоянно меняются.

Куда вы двигаетесь в плане развития, в том числе, если смотреть на конкурентов?

Мне кажется, что мы сейчас становимся народным конструктором сайтов. Мы сегодня рассуждали, что можно выделить old fashion и new fashion. Так вот мы — народный конструктор сайтов new fashion, когда все сделано круто, так, как должно выглядеть в 2015–2016 годах, а не 10 лет назад.

fde41c25fe5004.png

В разделе #madeontilda мы собираем лучшие работы наших пользователей

Сейчас вообще очень классно работать, потому что накопилось очень много знаний по дизайну. Вы даже себе не представляете, сколько сейчас статей по проектированию, по дизайн-исследованиям. И мы все это стараемся воплощать в своей продукции. И, мне кажется, что у нас хорошо получается, если посмотреть на feedback, который мы получаем. Даже когда мы используем этот проклятый UX, он нравится людям, и это выглядит хорошо.

Кстати, как вы разделяете у себя работу с точки зрения UX и UI? Кто-то отвечает за experience, кто-то за usability, какие-то тестирования проводятся?

Как мы это делаем? Ну, естественно, мы работаем через обратную связь. Плюс мы сами знаем, что хорошо, а что плохо, поэтому все время что-то улучшаем. На Tilda каждый день что-то меняется, появляется. И если кто-то заходил полгода назад, сейчас все по-другому уже, лучше и лучше становится.

Изначально нам хотелось самим себе доказать, что тот принцип, который мы придумали (блочный принцип), что он работает. Там много было разговоров насчет оригинальности идеи. Но мы живем все в одном мире, и одинаковые идеи могут прийти к разным людям, независимо от того, знакомы они или нет.

f36cc8b4951443.jpgОбратная связь пользователей

Но самая интересная фишка — Tilda выросла полностью из наших идей. Нам даже в принципе не у кого было подсмотреть, поэтому приходилось самим все придумывать и проектировать. Тем мне и нравится этот продукт — это что-то реально новое. Сначала мы проектировали именно по UX, и долгое время у нас Tilda выглядела корявенькой по дизайну.

Для многих она уже была офигенной, именно сам интерфейс, но, тем не менее, мы видели, что можно еще лучше сделать. И последние 4 месяца мы уже работали над UI, «причесывали» сам стиль. И вот сейчас это уже практически законченная история, осталось совсем чуть-чуть. То есть мы начали с UX, перешли на UI.

dc182287cfa1ff.jpgЧерез год после запуска Tilda кардинально обновила интерфейс

Давай перейдем к конкурентам. Как ты относишься к Webflow, Readymag, Designmodo и подобным сервисам? Конкуренты ли они или это совсем другая история?

С одной стороны — конкуренты, с другой стороны — нет. Нас очень часто сравнивают с Readymag, чаще, чем мне бы того хотелось. Ведь мы совсем разные. Я встречаюсь с разными людьми, дизайнерами, и меня спрашивают: «Почему вас все время сравнивают? Вы же разные».

Мне кажется, что сравнивают именно те, кто ничего не пробовал, потому что если немного попользоваться Tilda, немного Readymag, то сразу понимаешь, что для тебя ближе. Да, outcome один — сайт, но идея, подход, аудитория — все абсолютно разное. Можно долго рассказывать, чем они отличаются, но проще взять конкретную задачу и попробовать и там, и там. И если ты не глупый человек, то сразу все становится понятно.

Да, мне тоже так кажется. Хорошо, когда есть партнёры и никаких конкурентов.

Я тоже так думаю. Вещи, которые сейчас происходят — это то, чем можно городиться, на что ориентироваться. Я горжусь тем, что мы делаем, ребята из Readymag тоже хорошие. Мы развиваем одну вещь, но как бы параллельно. По поводу Webflow. С ними я знаком заочно, так же как и с Designmodo. Не бывает чего-то одного, всегда есть нечто в разных проявлениях.

Все развивают, кому что нравится. Пока что нет и не предвидится каких-то перекосов в одну конкретную сторону. Тут же все зависит от команды. У каждой свой набор приоритетов, свое видение того, что такое собственно дизайн. Поэтому и получаются такие разные проекты, как Webflow, Squarespace, Tilda.

Как раз мы подошли к самому главному вопросу наших зрителей. Вот у вас прибыльный проект, он классно построен с точки зрения внутренних процессов, у вас классная команда. Внимание, вопрос: как к вам попасть и как попали те, кто сейчас там работает?

Очень хороший вопрос, на самом деле. Как ни странно, у нас практически все, кто сейчас работает пришли через стажировку. Это довольно старая практика в нашем проекте — брать кого-то на стажировку. С 2009 года, по-моему, началась эта история, когда у нас всегда есть хотя бы один стажер. Обычно стажировка длится три месяца.

Мы, кстати, не берем абсолютно всех, поэтому, если мы кому-то не ответили, простите нас, пожалуйста. Нам хочется, чтобы человек вначале сам развивался, даже достиг каких-то результатов, и после этого уже, если есть какие-то вопросы или хочется поучаствовать в новых проектах, то можем взять на стажировку. Но должны быть какие-то навыки и понимание, в чем вообще дело.

Вы оплачиваете стажировку?

Нет. Если кто не знает, то стажировка — это обычно платная практика, в том смысле, что сам стажер должен платить студии. Это обычная практика, потому что по большому счету, практическая польза от стажера почти никакая, но при этом студия тратит ресурсы и время, так как надо дать место, компьютер, это коммуникации с арт-директором, с командой по разным вопросам. Мы, естественно, не берем деньги, но и не платим.

Какие стажеры сейчас нужны?

Нужны дизайнеры, который бы делали сайты на Tilda, потому что последнее время нам просят порекомендовать дизайнеров. Практически каждый день есть такой запрос. Есть много работы, с удовольствием ее отдали бы кому-то. И вот тоже нужен стажер, чтобы научить его всему.

Обязательно стажеру знать английский, потому что я слышала, что вы сейчас выходите на англоязычный рынок?

Это зависит от самого человека. Кстати, у нас стажеры были не только дизайнеры, но и иллюстраторы, и архитекторы. Главное, чтобы человек был интересный. Если он разбирается в контенте или в цифровом маркетинге, то тогда, да, ему нужно знать английский, потому что ему надо будет писать статьи или что-то еще на английском. Но хотя это не обязательно.

0dba146c60ab39.jpgИллюстрация Анны Сердюк. Анна архитектор, проходила стажировку в FunkyPunky весной-летом 2012 году.

Вопрос про аудиторию. Кто больше приносит денег Tilda: российские или англоязычные пользователи?

Пока что это российские пользователи, потому что мы специально не анонсировались и не продвигались на западный рынок. Нам нужно было построить сам продукт. Сейчас базовые потребности закрыты.

Мы срезали список вопросов, которые задаются в первую очередь. Но сама коммуникация здесь в России происходит быстрее, поэтому мы и не продвигались на Запад. Сейчас у нас больше русскоязычных пользователей, чем англоязычных, но вторые тоже есть. Поэтому будем и на международном рынке продвигаться.

Появится ли в ближайшее время возможность использовать Tilda для блога?

Да. У нас это даже сейчас можно делать. Можно посмотреть, мы недавно сделали темплейт, где видно, как список постов сделать и, соответственно, сам пост. Но тут нужно оговориться. Если вы собираетесь постить каждый день, вести такой активный блог, то Tilda вам сейчас не подойдет.

Но если вы планируете делать блог, например, для дизайн-студии, журнал, я бы так сказал: не микросообщения каждый день постить, а раз или два неделю вешать пост, то для этого уже сейчас все есть. Если зайти на tilda.cc, там в меню есть кнопочка «Блог». И, собственно весь блог сделан на Tilda.

d040dbde678ea4.jpg

Хорошо. А когда в Tilda появится модель магазина с товарами?

Уже появилась, и сейчас мы уже подключили. Это очень классная штука. Если зайти в настройки сайта, там видно. Уже можно подключить «Яндекс.Деньги» и PayPall. Кстати, и там, и там можно принимать деньги карточкой.

На следующей неделе мы сделаем два темплейта, потому что там чуть-чуть не похоже на другие магазины. У нас, например, нет корзины. то есть потребности больших магазинов мы пока не будем закрывать. А если там три постера, пять колечек, то можно уже отлично пользоваться. Плюс мы сейчас интегрируем Ecwid. Надо упростить немного, причесать дизайн к нашему стилю. Так что скоро уже все закончим и выпустим темплейты для магазинов.

e22a74c6638b06.jpg

Еще один вопрос —, но он уже больше про устройство самой Tilda. Дорого ли стоит лицензия контента, который используется для тиражируемого контента у вас внутри для темплейтов? Как у вас с этим вопросом?

А я понял, контент, который картинки и прочее. Да, мы не платим за это нисколько, потому что мы берем фотографии, которые размещены под лицензией Creative Commons, и соответственно их можно использовать бесплатно. И мы прописываем кредиты обязательно у каждого темплейта внизу и пишем автору об использовании их материала. Кто-то отвечает, кто-то нет. Ну, в любом случае мы строго соблюдаем условия лицензирования.

Еще, сильно выручает ресурс Unsplash. Фотографии, которые в обложках, именно в самих блоках, и часть в темплейтах, именно отуда. Это очень классная штука. Мне кажется, что все конструкторы немного друг на друга похожи, потому что все берут оттуда фотографии. Их можно брать бесплатно и использовать, как угодно.

Не могу не задать вопрос от вашего любимого Вани из «Альфа-банка»: «Почему бы не применять подход продуктовой разработки для себя, — спрашивает Ваня, — к работе над проектами заказчика?»

Все к этому и идет, на самом-то деле. Сейчас индустрия дизайна меняется очень сильно, потому что действительно подход, когда ты сделал и забыл становится не очень эффективен. Очень часто сейчас происходит более плотная интеграция, когда дизайн студия становится частью подразделения. Будущее за этим. Дизайн студии перейдут под управление крупных заказчиков как некая часть, либо будут очень сильные партнерские взаимоотношения.

А еще уточняющий вопрос про шрифты: «Платите ли вы за их лицензию?»

У нас шрифты от Google. У нас есть несколько способов подключить шрифт: можно использовать шрифт c Typekit, но тогда вам нужно будет свой идентификатор получить, cобственно вы сами платите за эту библиотеку, а те идентификаторы, которые доступны — это все гугловские шрифты, ну, и соответственно, спасибо большое, Google не требует за это денег.

a6eef1759cff3f.jpg95% веб-дизайна — это типографика

Немного вопросов про будущее: «Чего ожидать от Tilda, кроме новых блоков в ближайшее время?»

Я не могу сказать ничего такого кардинального про будущее, чтобы вас удивить или как-то вдохновить. Будущее уже вот оно, просто оно будет доступнее для большего числе людей.

Логично, что большая часть задач: верстка, дизайн, проектирование перейдут на конструкторы.

И наша задача — сделать так, чтобы этим можно было нормально пользоваться. Эта очень забавная, на самом деле, история, потому что многие не до конца понимают, куда это все движется.

Сайты сейчас меняются, как перчатки, если это, конечно, не сайты банков, например. В настоящий момент дизайн очень четко связан с маркетингом. Это больше похоже становится на полиграфию, только с большим количеством нюансов и дороже. Средняя цена на сайт для юриста в Москве — 300–500 тысяч рублей. И не каждый это может себе позволить. На мой взгляд, это и душит малый бизнес. В моей практике, многие компании, если это не крупный бизнес, тратят очень много денег на дизайн, но не тратятся на привлечение аудитории. Некоторые из-за этого не выживают.

Сейчас все меняется. Вы заметили, наверное, что дизайн поменялся, стал более шаблонным. Все сайты похожи, и это хорошо, потому что они решили свою задачу. И теперь думать нужно о контенте, о чем писать, что писать, о фотографиях, текстах, иллюстрациях, графике. Это я про индустрию в целом. На мой взгляд, революция уже произошла, и теперь будет набирать обороты.

А что ты думаешь про проект thegrid.io?

Постоянно заходит речь об этом. На самом-то деле очень интересная штука. Они обещали выпуститься год назад, но так и не выпустились. Мне кажется, это очень красивая концепция, которая в результате, к сожалению, просто не реализуема. Хотя бы потому что, не до конца понятна концпеция сайта, который делает сам себя. Если вы внимательно посмотрите на их лэндинг, то там просто набор устаревших трендов, вроде автоопределения лица. Этот скрипт был три года назад на GitHub, и ничего там нет такого космического.

На мой взгляд, они очень хорошо продались, получили много денег, но непонятно, что они в итоге сделали. Видя результат — ничего они не сделали. Уже год целый обещают запуститься, но так ничего и не происходит. Посмотрим, может быть они таят секретные планы, и сейчас как грянет. Я постоянно про это думаю, про машинообучение. Если посмотреть в Википедии определение «искуственного интеллекта», то это — программа комплексов, которая решает творческие задачи человека.

По сути дела, дизайн и создание сайта — это тоже творческая вещь.

Tilda — это искусственный интеллект, потому что ты делаешь сайт не с нуля. За тебя уже проанализированы все самые популярные паттерны и нужно их только адаптировать под свои задачи.

И, собственно, там есть много дизайн-процессов, которые облегчают тебе работу в целом. Это собственно и есть и искусственный интеллект, просто нужно думать дальше. Там много нюансов, вернее, много идей, как это можно делать. Например, можно парсить интернет и выбирать контент, например, со всех сайтов про маникюрные салоны.

Смотрим самые посещаемые и самые популярные и, с помощью алгоритма, определяем изначально самое лучшее УТП. То есть за вас пробежался робот по сайтам, все проанализировал и поставил вам текст. Я бы мыслил в этом направлении. Если смотреть на машинообучение, то это должна быть база данных, где система будет учиться с помощью оператора и потом выдавать данные. У нас есть куча сайтов, и есть открытые и закрытые данные, которые можно проанализировать.

Единственное, что нужен именно словесный процессор, который бы работал в этом ключе — брал все отрасли малого бизнеса и проводил по ним анализ. Это очень сложно сделать, и не факт, что нужно.

Расскажи, раз мы коснулись темы education, а какие планы по Tilda Education и зачем вы ее создали?

Это очень комичная история, потому что перед каждым ответом я вспоминаю, что за этим стоит — сколько я над этим работал. У нас есть интенсив, который проходит в Британке два раза в год — зимой и летом. Он посвящен веб-дизайну в целом. И проблема в том, что мне надоело одно и тоже рассказывать студентам. И я подумал, почему бы не сделать такой теоретический курс, потому что информации много, но такой квинтэссенции правильной информации нет.

11871c7740797c.png

Сейчас обучение сильно завязано на спикере. Тебе повезло, если он не устал, его не тошнит от этой темы, которую он рассказывает в сотый раз. Плюс часто тема заявлена правильно, но мало именно технической, практической информации.

Это, что касается просто дизайна. А если брать цифровой дизайн, то тут структурированной, четкой системы нет. И задача этого курса, который мы сделали — закрыть эту потребность, дать учебник по приемлемой цене. Он стоит 7000 рублей, по сравнению с различными интенсивами — это в 10 раз дешевле.

Это набор топиков, микрометодичек по всем вопросам. Мы этот учебник написали именно для начинающих и средних дизайнеров. С последними есть такой момент, что они зачастую переоценивают свои возможности — думают, что все знают и все для них понятно. Но на самом деле, если копнуть глубже, оказывается, что многие вещи они не знают.

Сейчас мы работаем над следующим курсом, который будет посвящен интернет-маркетингу. Он будет совсем для новичков. Учебник по цифровому дизайну получился очень сильным. Это, по сути, наш многолетниый опыт, который мы упаковали в этот курс. А второй курс будет проще, совсем для чайников. Конечно, есть компании, которые уже съели собаку на интернет-маркетинге. Но наша цель — собрать все разрозненные данные, которые есть в интернете по самым актуальным темам, чтобы абсолютно любому человеку было понятно, что нужно делать.

Интернет-маркетинг — это ключевой навык.

Это также наше видение Tilda — мы хотим не только делать платформу, но и систему обучения, потому что недостаточно только сделать инструмент, нужно еще научить людей как создавать, как мыслить и работать.

Присылайте свои колонки и интерфейсные кейсы на interface@vc.ru

©  vc.ru