«Мы смеемся над абсурдом жизни»: генеральный директор Aviasales о провокационных конкурсах и оскорбленных пользователях

Генеральный директор Aviasales Макс Крайнов опубликовал на своем сайте заметку, в которой поразмышлял о причинах негативной реакции на провокационные конкурсы своей компании и объяснил, почему фирма, несмотря ни на что, не отказывается от таких активностей.

Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.

58dc921c3484b8.jpgГенеральный директор Aviasales Макс Крайнов

Ни для кого ни секрет, что SMM Aviasales поляризовал не одну тысячу людей даже за последние пару месяцев. Кто не в курсе — вот основные источники боли: казаки и сапер. Мы слышали в свой адрес оскорбления, угрозы, обещания удалить наше приложение и перейти к конкурентам, проклятья и много всего разного. Также мы слышали и гул восхищения на тему того, что компания не идет ни у кого на поводу и о том, «как у дураков забомбило» (это цитата, не мое мнение). Давайте все же спокойно разберемся в происходящем.

1. Российское общество стало резко поляризоваться с финансового кризиса 2008 года. Появилось не только много «измерений», по которым теперь можно почувствовать себя оскорбленным, но и карательные механизмы (типа 282 статьи УК РФ), позволяющие заткнуть инакомыслящих. Избирательность применения закона в России — это отдельная тема, но смотрите пункт 2.

2. Оказалось, что только нарочито-нейтральные и выхолощенные материалы не попадают в вышеупомянутые «измерения».

3. Появилось много инициативных групп по ликвидации свободы слова. Основным инструментом этих объединений является то самое «оскорбление» — эти группы крайне эффективно используют все доступные инструменты для подавления «инакомыслия». При этом они не имеют никакого отношения к действующей власти, и у них нет централизованного управления. К сожалению, многие участники этих групп рьяно выступают за свободу слова, но только своего.

4. Всё это приводит к карикатурному и абсурдному делению вещей на белое и черное, а людей — на своих и чужих.

И вот приходим мы со своими сообщениями и рекламными кампаниями. Напоминаю, что у нас в команде 140 человек.

Среди нас есть натуралы, геи, атеисты, христиане, мусульмане, буддисты, нудисты, дельтапланеристы, парашютисты, пилоты и многие другие обычные категории людей.

Неправильно думать, что мы провоцируем кого-то на что-то. Отнюдь. Причина бурления состоит в том, что мы сознательно создаем или используем, —, но обязательно над этим смеемся — гротеск. Мы смеемся над абсурдом жизни, над той выхолощенностью или упертостью мышления, в спасительную простоту которой ныряет простой человеческий мозг.

Неправильно думать, что мы кого-то хотим обидеть. Опять же: наши сообщения находятся на одном или нескольких измерениях, поэтому обязательно будут люди, которые в силу личных обстоятельств откажутся понимать нас. Ненормально тут то, что у людей за последние годы укорачивается фитиль. Если раньше они считали до 100, чтобы оценить, обидели их или, может, они что-то недопоняли, то сейчас они не считают нужным размышлять, полагаясь на рефлекс.

Кстати о рефлексах. Я с грустью наблюдаю нарастающую в людях деградацию сознания, когда обидеться — быстрее, чем задуматься.

Банан — это просто банан. Если вместо банана вам показалось что-то другое, надо надеть очки, а не фантазировать с надеждой.

Пара слов про юмор

Юмор индивидуален, и действительно, разные люди воспринимают его по-разному. Но вот реакция на юмор — это лакмусовая бумажка общества. Кто-то режет головы за шутки над Пророком Мохаммедом (с.а.в.), кто-то — за то, что другой забыл указать «с.а.в.» после его имени. Кто-то считает, что расстрел редакции Charlie Hebdo был заслуженным. Кто-то просто сказал про них: «ну и идиоты» и продолжил спокойно жизнь. Кто-то ржет в голос с шуток ниже пояса, кто-то ржет в голос с тех, кто ржет в голос с шуток ниже пояса.

Основа гармонии в обществе — это не отсутствие раздражителей, примером которых является юмор, а умение игнорировать раздражители.

Невозможно создать общество, где всё всех устраивает и где никто никого не бесит. Точнее, возможно: это называется «виртуальная реальность». Во всех других случаях у вас будут либо громкие соседи, либо вонючий сотрудник, либо беспокойный ребенок, либо хамоватая продавщица, либо мечеть за углом, либо еще что-то, что привносит диссонанс в вашу жизнь. Юмор высмеивает этот диссонанс, а хорошо или плохо — дело субъективное. Да, есть законы жанра юмора, есть шутки из серии «хотел пошутить — не удалось».

Будем ли мы продолжать то, что делаем

  • Да, будем. Если кому-то не нравится стиль юмора или он (а) считает, что юмор идиотский — прекрасно, но это мнение одного человека. Хотели пошутить — не удалось. Полегчало? Мы верим в то, что если мы не хотим обидеть думающих людей, то все обиды надуманные. Тут все понятно.
  • Мы верим в то, что умных людей все ещё большинство. Тут тоже все понятно: мы любим людей.
  • Поддерживаю ли я как гендиректор компании то, что делают мои коллеги? Да, поддерживаю. Именно потому что если никто не испытывает ненависть к тебе, ты делаешь что-то не то.

Немного про свободу слова

Свобода слова — это фундаментальное право любого человека на Земле. В ряде случаев оно может быть ограничено государством (государственная тайна, потенциальная опасность информации, промежуточные итоги судебного разбирательства, клевета и тому подобное). С моей точки зрения, это совершенно нормально, так как служит интересам общества в целом.

Государство и только государство имеет право ограничивать свободу слова. Инициативные группы профессиональных «обиженных» не имеют права заниматься цензурой и подменять собой государство. К сожалению, в последнее время законодательство РФ содержит инструменты для самовольной цензуры информации негосударственными органами и лицами.

Свобода слова не означает, что у её носителя автоматически есть трибуна для выражения своего мнения. Тут некоторые люди с искаженным пониманием своих прав заходят слишком далеко, не осознавая, что трибуна либо зарабатывается (авторитетом или властью) либо покупается (средства массовой информации). Насколько СМИ свободны в распространении своей позиции (или пропаганды, кому как нравится) — вопрос спорный, и я, не будучи экспертом, мнения не имею.

Заигрывание с государственными или оппозиционными трибунами всегда приводит к потере собственной идентичности.

Человеческий мозг отфильтровывает неугодную информацию и фокусируется на знакомых данных, поддерживающих текущую точку зрения человека (или сформировавшийся набор штампов и стереотипов). Поэтому любого человека или компанию, не тянущихся к полюсам спектра мнений, в любой момент можно обвинить в отсутствии точки зрения, либо в заигрывании с тем, кто может дать больше плюшек. Мы аполитичны. Мы одинаково смеемся над всеми, поэтому естественно, что всегда найдется кто-то униженный и оскорбленный.

Присылайте свои колонки и кейсы о рекламе и маркетинге на digital@vc.ru.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

Статьи по теме

©  vc.ru