«Мы сами мешаем распространению беспилотных машин» — Почему в ближайшие годы самоуправляемые автомобили останутся фантазиями Долины

Американский предприниматель Джон Баттель опубликовал на Medium колонку о том, почему большинство предсказаний о будущем самоуправляемых машин несостоятельны. По мнению автора, говорить о поголовном распространении беспилотных автомобилей в течение пяти лет могут только мечтатели из ИТ-сферы, незнакомые с многими моральными и социальными проблемами.

Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

«Здесь в Долине мы представляем, что технологии, которые мы создаём, оказываются свободны от различных социальных осложнений. У нас очень хорошо получается фантазировать и представлять себе мир победивших инноваций, но не менее хороши мы и в игнорировании всех сложностей, связанных с распространением тех или иных изобретений», — пишет Джон Баттель.

Последний пример — самоуправляемые автомобили и их будущее.

«В Долине считается, что беспилотные машины уже здесь — осталось только подождать несколько лет, пока более медлительные штаты вроде Вашингтона наконец запустят аналогичные программы», — продолжает автор заметки.

df3a748ae765f0.jpg

По его словам, жители Кремниевой долины уверены, что в течение пяти лет все машины в Соединенных Штатах окажутся самоуправляемыми, а пассажиры вместо вождения смогут заниматься рабочими задачами, обмениваться снимками в Snapchat или разбирать электронную почту.

«Есть только одна проблема: этого никогда не случится. Во всяком случае, точно не случится в течение ближайших пяти лет. И помешаем распространению самоуправляемых автомобилей мы сами», — объясняет Баттель.

Автор замечает, что уже сейчас технология работает на высоком уровне, и в будущем разработчики будут её только совершенствовать. Но сами беспилотные машины поднимают множество важных моральных и социальных вопросов — и чтобы найти на них ответы, человечеству понадобится гораздо больше времени. К тому же не факт, что все согласятся с предложенным решением, даже когда оно будет найдено.

Вероятнее всего, каждый народ установит в итоге свои собственные правила —, а это значит, что по всему миру они будут варьироваться.

В основе потенциальных разногласий, полагает Баттель, лежит так называемая «проблема вагонетки». «Этот мысленный эксперимент предполагает, что не совершив определённое действие, вы не сможете помешать смерти нескольких людей, однако совершив его, фактически толкнёте на смерть нескольких других людей».

До недавнего времени эта проблема выступала в качестве философской дилеммы, пока не стала реальной задачей, которую предстоит решить разработчикам самоуправляемых машин, говорит предприниматель.

«Сейчас ответственность за действия автомобиля полностью лежит на водителе. Вы врезались в толпу школьников, потому что зачитались SMS? Это ваша вина. Выехали на встречную полосу, будучи пьяным? В тюрьму отправят вас (если, конечно, вы выживете). Беспилотные автомобили снимают ответственность с водителя, перекладывая её на алгоритмы», — объясняет автор заметки.

Представьте такую версию «проблемы вагонетки»: вы едете по дороге, и вдруг на полосу выскакивают дети, играющие в Pokemon Go. У вас есть три варианта: уклониться влево и выехать на встречную полосу (возможно, расставшись с жизнью), свернуть направо и упасть в реку (смерть также почти неизбежна) или ехать дальше — так вы спасете себя, но собьёте детей.

«Что делать? Думаю, если бы за рулём были вы сами, вы бы сделали всё, чтобы оставить детей в живых — в конце концов, это же дети. Однако разработчики из Mercedes-Benz поступили по-другому: машина поедет в толпу детей. Создатели системы автономного вождения для этого производителя решили, что жизнь пассажира важнее жизни пешехода», — рассказывает Баттель.

84563132812d6a.png

По мнению предпринимателя, таким образом автопроизводитель защищает свой бренд: «Mercedes уже более 100 лет обеспечивает безопасность и привелегии для своих клиентов. И ПО, разработанное в компании, ставит безопасность пассажира выше остальных. Ну и давайте будем честны друг с другом: кто стал бы приобретать беспилотную машину, которая может решить убить пассажира? Легко представить, что и другие компании последуют примеру Mercedes».

«Что мы получаем? Армию самоуправляемых машин-убийц, которые ставят своих пассажиров выше общественного блага. Звучит надуманно, но если вы потратите немного времени и повнимательнее рассмотрите этот вариант, то станет ясно, что на разработку систем беспилотного вождения придётся потратить гораздо больше времени».

Это грязная и трудная работа. Нам придётся переосмыслить подход к строительству дорог, понять, нужны ли нам защитные ограждения, какие автомобили смогут передвигаться вблизи пешеходов и как именно они будут это делать, проработать инфраструктуру городов.

Человечеству придётся полностью переосмыслить само дорожное движение, продолжает Джон Баттель. «Это дело не пяти лет —, а как минимум одного поколения. Кроме того, разработка новой системы требует вовлечения правительства, а оно не работает так, как Кремниевая долина. Реальный мир намного грязнее и хуже, чем то, что мы нафантазировали в своём технологическом мирке».

12d868d0684928.jpg

«Когда мы думаем о самоуправляемых автомобилях, то представляем, что водителя заменил искусственный интеллект, а всё остальное — дороги, правила движения и так далее, — осталось прежним, пусть и немного усовершенствованным. Не думаю, что такое видение имеет право на жизнь», — заключает Баттель.

Статьи по теме

©  vc.ru