«Мы хотим понять, сколько не стыдно взять денег за 10-15 минут VR-контента»

Директор по маркетингу IMAX в России и странах СНГ Ольга Пильникова о VR-центрах, сборах от фильмов в IMAX-формате и некачественном 3D.

В избранное

В избранном

Ольга Пильникова

По состоянию на конец сентября 2017 года IMAX насчитывает 1302 кинотеатра в 75 странах мира. В 2003 году компания вышла на российский рынок. До конца 2017 года IMAX откроет в России свой 50-й зал.

Директор по маркетингу компании IMAX в России и странах СНГ Ольга Пильникова рассказала, как за годы работы компании изменилось сотрудничество со студиями, когда в России появятся первые VR-центры и почему зрители возвращаются в кинотеатры.

Как IMAX стал важной компанией и заметным брендом в киноиндустрии?

Компания IMAX первой в киноиндустрии пошла по принципу закрытого цикла. Помимо производства оборудования для кинопоказа мы начали создавать контент и собственные камеры для съемок.

В 1967 году таким контентом были короткие документальные фильмы. Изначально они были сняты на пленке 70/15 мм в формате 2D, потом на такой же пленке в стереоформате, а затем стали выпускаться уже в цифровом 3D. Документальное кино и то качество, которое мы могли обеспечить на огромных экранах, заинтересовало голливудские студии.

В начале 2000-х годов мы провели несколько экспериментов по конвертации фильмов под наш формат. Первым стал «Аполлон 13» в 2002 году. Мы хотели посмотреть, насколько проект окажется интересными для зрителей, продюсеров и режиссеров. На это обратили внимание представители мейджоров — и постепенно от двух голливудских кинокартин в год мы пришли к 40.

За это время произошла масштабная эволюция. В первую очередь, кардинально изменились отношения со студиями — в начале нашего пути по работе с голливудским кино мы просили их поверить в нашу технологию и дать нам фильмы для конвертации в IMAX. Спустя некоторое время студии сами стали предлагать сразу несколько проектов на рассмотрение.

Вместе с IMAX параллельно развивалась цифровая 3D-индустрия. Будучи приверженцами качества, мы смогли застолбить за собой позицию лидера 3D-конвертации.

Но после выхода фильма «Аватар» произошел взрыв в производстве 3D-проекторов, сделанных исходя из разных принципов работы.

Разве современный зритель не устал от 3D? Кажется, интерес к этому формату снизился. Например, «Бегущий по лезвию 2049» в США шел в 2D.

Причина падения интереса к 3D кроется как раз в том, что одномоментно все занялись производством такого контента. Это привело к появлению на рынке большого количества некачественных картин, единственной целью которых был быстрый заработок «на хайпе».

Зрители, поверившие в стереоформат, спустя какое-то время столкнулись с большим количеством 3D-кино, «сделанного на коленке», и в какой-то момент просто перестали ходить на такие картины.

Но это явление в большей степени характерно для Северной Америки, чем для России или Китая. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции за океаном, мы решили выпускать одновременно картины и в IMAX 2D и в IMAX3D.

«Бегущий по лезвию 2049» — первый фильм, который вышел в некоторых странах в обоих форматах. Но в России его показывали исключительно в IMAX 3D.

В России тоже был поток некачественных 3D-фильмов.

Да, он был. Но мы не видим никакого падения интереса к 3D в наших залах здесь. И для нас, и для нашего дистрибьютера выход фильма в IMAX 3D по-прежнему имеет смысл, в том числе экономический.

О зрителях и кассовых сборах

Почему зрители продолжают ходить в широкоформатные кинотеатры?

Премиальное кино становится более востребованным, потому что всё остальное можно получить дома — для этого есть Netflix, HBO, «Амедиатека», домашний проектор и стена, на которую можно спроецировать что угодно в удобное для себя время.

Поход в кинотеатр имеет смысл из-за особых киновпечатлений и эмоций, которые получить дома невозможно. Особенно в одиночестве.

То есть IMAX финансово чувствует себя сейчас хорошо?

Все зависит от страны, но в 2017 году мы совершенно точно чувствуем себя гораздо лучше, чем в 2016 году.

В России или мире?

Я говорю о России в первую очередь. Во всех странах разные вводные, потому что мы привязаны к датам выхода фильмов на том или ином рынке. Где-то каждые две недели выходит новое кино в IMAX, а где-то — вышло три IMAX-фильма в месяц, а дальше перерыв. Мы не можем позволить себе, чтобы наши кинотеатры оставались без контента. И это во многом определяет нашу репертуарную политику, от которой зависят сборы.

Например, в Китае существует проблемы с blackout-периодами, когда выходит только кино китайского производства и никакие голливудские фильмы в это время показывать нельзя. В таких случаях мы выпускаем локальный контент в формате IMAX, чтобы наши кинотеатры не простаивали.

Что касается мира, то в этом году в мире многие кинокартины прошли с гораздо меньшим успехом, чем мы бы хотели.

Например?

За исключением «Дюнкерка» и «Чудо-женщины» практически у всех фильмов сборы были ниже рыночных ожиданий. Но это не относится к России — здесь многие картины показали неожиданно хороший результат.

Поэтому локально IMAX чувствует себя лучше, чем в 2016 году. Во многом из-за того, что зритель возвращается в залы.

Почему возвращается?

Кинотеатры на пике кризиса подняли цены на билеты, пытаясь решить проблему уменьшающегося количества зрителей. Хотя мировая экономика и история говорят, что нужно было сделать ровно наоборот.

Однако в середине 2016 года многие сети начали пересматривать ценовую политику в отношении билетов для всех форматов, в том числе и для IMAX. Цены устаканились, а зритель на это быстро отреагировал. В регионах аудитория очень чувствительна к цене и обращает внимание даже на разницу в 10 рублей.

Иногда кинотеатры делают наценку на фильмы IMAX в 100%. При этом мы рекомендуем 30%.

Как выглядит целевая аудитория IMAX? Изменился ли зритель за последние годы?

Он просто вырос. Раньше возраст наших зрителей начинался с 14 лет. Сейчас — с 18 лет. Это связано с тем, что на смену культуре посещения кинотеатров приходит привычка смотреть сериалы дома.

Наша целевая аудитория, которая остается с нами, — 18–34 года, молодые люди и девушки в практически равном соотношении, платежеспособные. Всё же разница в цене на билет между обычным сеансом и IMAX чувствуется.

При этом нельзя сказать, что мы существуем исключительно в парадигме так называемой золотой молодежи. Например, у нас есть зал IMAX Sapphire в «Афимолле», рассчитанный на 78 зрителей, которые готовы заплатить 2500–3000 рублей за билет. Там такая же технология IMAX, но камерный зал, в котором установлены удобные раскладные кресла.

Зал IMAX Sapphire. Фото — «Афимолл».

Когда мы его открывали, то думали, что это будет кинотеатр для детей состоятельных родителей. Но оказалось, что IMAX Sapphire стал помимо прочего местом первого свидания — в кинотеатр приходили студенты, которые копят деньги, чтобы сводить свою девушку в кино.

Сколько сеансы в IMAX добавляют к сборам кинокартины?

Если у нас выходит обычный фильм, то мы добавляем к кассе 10% на 48 экранах. И это с учетом, что обычных кинозалов по стране тысячи. А если картина стартует на экранах IMAX с эксклюзивными предпоказом, а спустя несколько дней во всех остальных кинотеатрах, — то может быть и 20% по итогам проката.

Все зависит от кинокартины. Но наш минимум, как правило, 10% при условии, что картины не делят экран.

О залах IMAX

Как IMAX договаривается об открытии залов?

Мы заходим на площадки не сами, а по договоренности с нашими партнерами — киносетями. По соглашению мы предоставляем всё необходимое оборудование за исключением кресел.

IMAX контролирует все технические требования, которые содержатся в нашем чек-листе. Они касаются акустики, температуры, влажности, звукопроводимости и так далее. Это огромный талмуд, по которому наши проджект-менеджеры оценивают кинотеатры. Если возникает какая-то проблема, то кинотеатр обязан ее устранить. В противном случае мы не проводим монтаж оборудования.

Фото — IMAX

Если всё в порядке, то приезжают специалисты, которые настраивают оборудование. Этот процесс иногда занимает до трех недель. Когда зал собран — установлены все кресла и проектор — приезжает специалист по акустике. Звук можно настраивать только тогда, когда всё остальное готово.

После этого мы сдаем кинотеатр и предполагаем, что он должен находиться в первозданном виде. У нас есть система удаленного мониторинга, которая позволяет контролировать происходящее в проекционной будке — свет, звук, контраст, использование ламп и прочее.

Всё это дает нам возможность сохранить высокий уровень качества показа. Но мы не контролируем происходящее внутри зала. Этим должен заниматься сам кинотеатр.

В идеале ежедневно необходимо проводить калибровку оборудования. Хотя, конечно, мы понимаем, что не каждый день эта процедура происходит, потому что есть человеческий фактор.

В 2016 году в Москве открылся зал с лазерной проекцией изображения. IMAX Laser обещает более высокое качество изображение. Сколько таких залов в России сейчас и будут ли новые?

Сейчас один, в дальнейшем появятся новые. Мы на это надеемся.

Для кинотеатра оборудовать такой зал дороже, чем обычный? Чем технология отличается с точки зрения зрителей? Некоторые киноманы жалуются, что не видят особой разницы.

Да, лазерный проектор обходится дороже. И его установка имеет смысл только тогда, когда у кинотеатра ширина экрана больше 24 метров. Если меньше, то цифровое оборудование справляется со своей задачей.

Лазер был придуман, как следующее поколение кинопроекторов, чтобы кинотеатры с огромными экранами могли показывать качественную картинку. Технология способна отображать чистый белый и чистый черный цвета без искажения. Соответственно, увеличивается контрастность изображения, цветовая палитра и яркость. А это, в свою очередь, повышает реалистичность картинки.

Что происходит, если кинотеатр не соответствует установленным требованиям и испортил оборудование? Вы можете на него повлиять?

Во-первых, нас сразу распнут в соцсетях. Как это ни странно, если что-то происходит в кинотеатре, мы об этом узнаем иногда раньше руководства киносети. Наши подписчики — привередливые и искушенные в вопросах качества люди, которые оперативно реагируют и дают обратную связь.

По договору, кинотеатр должен обеспечивать такие условия кинопоказа, при которых зрители не должны пострадать. Когда что-то неисправно, или кинотеатр не соответствует требованиям, в том числе безопасности, то он становится местом, не предназначенным для кинопоказа.

В 2016 году в Лос-Анджелесе появился первый VR-центр IMAX. Сейчас они представлены также в Нью-Йорке, Торонто и Шанхае. В чем особенность проекта? Можно ли говорить, что это полноценное кино в VR-формате?

VR-центры к кино имеют достаточно опосредованное отношение. Сейчас это в чистом виде развлечение. VR-центр представляет собой зал с несколькими станциями, где вы можете получить VR-опыт: пролететь над Парижем, пройтись по канату, натянутому между башнями-близнецами, или пострелять в зомби.

Первый центр открылся в Лос-Анджелесе в пилотном режиме. При помощи тестовых залов мы хотим понять, что нужно аудитории и сколько не стыдно взять денег за 10–15 минут VR-контента.

Сейчас виртуальными технологиями занимаются все, кому не лень. IMAX идет по иному пути. Как и в случае с кино, компания работает над созданием экосистемы, в рамках которой IMAX будет производить контент, и вместе с Google разрабатывать VR-камеру и остальное VR-оборудование.

В VR-центрах мы будем полностью контролировать не только технологическое оснащение, но и дизайн. Они будут идентичны во всех городах присутствия. В зависимости от рынка центры могут отличаться количеством станций и объемом контента, но визуально будут выглядеть одинаково. Это будет как Starbucks, только в VR.

Когда подобные центры появятся в России?

Мы пока не можем найти площадку. К ней есть определенные требования, и лобби в кинотеатрах, которые нам сейчас предлагают, не подходят. Как только мы найдем место, то откроем тестовый центр в России.

Вы говорили, что зрители устали от некачественного 3D-контента. С VR может быть такая же ситуация. Даже сейчас полно некачественных видео, игр и арт-проектов.

Да, поэтому IMAX идет поступательно и инвестирует в это направление средства: в том числе в камеры и оборудование. Мы прекрасно понимаем, что в честной конкурентной борьбе часто побеждает качество. И немного маркетинг.

О конвертации кино в формат IMAX

Как выглядит и сколько стоит подготовка фильмов под IMAX?

Есть два варианта. Первый — контент снимается на камеры IMAX. И это означает, что он не требует никакой конвертации и готов к показу на наших экранах. Это в первую очередь наши документальные фильмы.

Все остальные картины были сняты частично с использованием наших камер. В 2018 году выйдет первый художественный фильм, снятый полностью камеры IMAX — это картина Marvel «Война бесконечности».

Режиссер Кристофер Нолан с камерой IMAX. Фото — Imax.com

Второй вариант — это конвертация. У нас есть запатентованные технологии постпродакшна под названием DMR (Digital remastering, цифровое преобразование). С их помощью мы можем перевести в формат IMAX практически любую картинку. И от настойчивости режиссера и его видения фильма зависит количество времени, которое уйдет на подготовку картины под наши экраны.

Сколько это занимает времени? Например, в случае с полутрочасовым фильмом.

Я думаю, 2–3 недели. Но в случае, если фильм уровня «Аватар», когда Джеймс Кэмерон практически вручную вместе с командой постпродакшна IMAX адаптировал каждый кадр, то процесс может занимать от нескольких месяцев до полугода и больше.

Все зависит от того, сколько необходимо потратить усилий, от продолжительности фильма и форматов — IMAX 2D или IMAX 3D.

Какая начальная цена для обработки фильмов под IMAX?

От $200–300 тысяч и до бесконечности. Но вообще с каждым фильмом своя отдельная история.

Почему всё плохо с российским кино в IMAX? Я знаю только про три-четыре картины.

Всё хорошо. Уже есть пять фильмов, скоро выйдет шестой.

Но это все-таки мало по сравнению с Голливудом. Вопрос денег?

Нет, это вопрос качества российских фильмов и целесообразности их выпуска в IMAX. Мы начали со «Сталинграда», и это кино по-прежнему остается самым кассовым фильмов за всю историю российского кинематографа.

«Сталинград» мы делали с большим размахом и провели очень много времени с Федором Сергеевичем [Бондарчуком] и его командой.

Сколько занял процесс конвертации фильма в формат IMAX?

Мы начали работать со «Сталинградом» на этапе сценария, это не тот вариант, когда нам принесли картину исключительно на конвертацию.

Фильм был снят так, чтобы максимально подходить под формат IMAX.

Бекмамбетов не обращался к вам? Не было ли у режиссера идеи показывать «Ночной дозор» на экранах IMAX?

Мы обсуждали несколько проектов, но уже после того, как вышли «Ночной дозор» и «Дневной дозор», и, к сожалению, нам пока не удалось поработать над чем-то совместно.

Вообще нам чего только не предлагали — от анимации до узконаправленных документальных фильмов.

Зачем конвертировать мультфильмы в IMAX? Насколько это целесообразно?

IMAX начинал с анимации, потому что это были те проекты, которые нам доверяли студии. Помимо прочего процесс конвертации не был таким продвинутым как сейчас, а с анимацией было проще работать.

В периоды низкой загруженности и при отсутствии альтернатив показ анимации — это, безусловно, выход, но не более того. При этом все на рынке понимают, что это не будут колоссальные сборы. Всё-таки наша аудитория немного другая.

IMAX занимается конвертацией старых фильмов?

Да, занимается. В США, например, в 2013 году показывали фильм «Волшебник страны Оз» 1939 года. Многие кинотеатры проявили интерес к этой картине, поэтому IMAX с особым трепетом взялся за конвертацию. Для американских зрителей это культовый фильм.

Мы также выпускали «Титаник» в формате IMAX 3D в 2012 году, так что у всех девочек мира была возможность поплакать над фильмом 15 лет спустя.

Обычно выпуск старых фильмов под IMAX — это коллективная инициатива, в которой должны быть заинтересованы мы, студии и кинотеатры. Нет смысла выпускать контент, который не найдет своего зрителя.

IMAX продолжает производить документальные фильмы?

Да, сейчас работаем над четырьмя картинами, а наша медиатека насчитывает около 200 фильмов.

В России их тоже показывают?

Да, например, в «Киносфере» документальное кино идет регулярно.

Раз в год-два выходят фильмы, которые показываются практически во всех залах IMAX. Документальное кино особенно любят в регионах, потому что оно короткое, видовое и очень нравится детям. У этих фильмов нет срока годности. Их можно в любой момент вернуть на экраны и собрать аудиторию.

Вы говорили о том, что IMAX не может себе позволить, чтобы залы простаивали. То есть документальные фильмы тоже могут закрывать пустоту в расписании?

Могут, но надо понимать, что они короткие — 45 минут — и выходят только в IMAX 3D.

О будущем кинотеатров

Какие планы до конца 2017 года и на 2018 год?

До конца года мы откроем наш пятидесятый зал в России. Для нас это важная веха.

В ноябре выпустим очередной российский фильм в формате IMAX — «Легенда о Коловрате». Это будет третий фильм в 2017 году и для нас это рекорд по количеству локальных проектов, выпущенных за календарный год в России.

Кроме того, у нас есть предложения по российскому кино на следующий год. Учитывая результаты этого года, мы непременно продолжим работать в этом направлении.

Я надеюсь, что в 2018 году в России откроется полноценный VR-центр как в Лос-Анджелесе.

Вымрут ли кинотеатры как класс?

Не думаю. Конечно, время многозальных кинотеатров в 25–40 залов пройдет, так как в них постепенно отпадает необходимость. Они были целесообразны, когда большой объем контента можно было увидеть только там. Но сейчас, к счастью или сожалению, у аудитории для этого есть интернет и кабельное телевидение.

Я думаю, что останутся многозальники, которые будут делать ставку на качество. Речь не только про оборудование для кинопоказа и контент, но и про состояние самих залов.

Зритель стал привередливым и просто огромным количеством залов его уже не удивить. Нужны технологии, инновационный дизайн и сервис.

Что будет с кинотеатрами, которые показывают артхаусное кино?»35 мм» закрылся, а «Художественный» всё еще реставрируется.

У нас есть прекрасный кинотеатр «Пионер», который отлично работает, великолепно выглядит, и туда практически никогда невозможно купить билет в день сеанса. Причин полагать, что с «Художественным» будет что-то не то, тоже нет.

За рубежом есть кинотеатры, которые показывают исключительно артхаусное кино. В них не продают попкорн, а на входе зрителям нужно сдавать или выключать телефоны. Да, их не очень много, но такие кинотеатры живут и здравствуют, и с финансовой точки зрения у них тоже всё в порядке. У них очень высокое качество сервиса и услуг.

В России кинотеатры с артхаусным, да и с любым другим кино тоже останутся, если будут инвестировать в технологии и сервис. Ведь если качество зала и картинки ниже, чем дома, то зачем тогда идти в кинотеатр?

#интервью #офлайн

©  vc.ru