Музей воздушных змеев
Воздушные змеи, когда-то завезенные в Японию из Китая, очень быстро стали неотъемлемой частью японской культуры. С течением времени это традиционные увлечение немного трансформировалось и приобрело уникальные национальные черты и особенности. В ноябре 1977 года в Токио был открыт Музей воздушных змеев, в котором в очень увлекательной форме можно узнать много интереснейших фактов из истории развития этого красивого элемента культуры Японии.
Основатель Токийского музея воздушных змеев — Шинго Модеджи, известный бизнесмен, в частности ему принадлежит знаменитый ресторан европейской кухни «Таймэйкен». Весь пятый этаж высотного здания в центре города, которое принадлежит Модеджи, занят экспозиционными залами музея воздушных змеев.
В экспозиции представлены всевозможные японские воздушные змеи, отличающиеся между собой по различным признакам: змеи из разных регионов страны, змеи, выполненные древними мастерами и змеи, принадлежащие современным признанным художникам. В экспозиции также можно ознакомиться с воздушными змеями родом из Китая и других стран Азии. С помощью интереснейших экспонатов можно проследить, как изменялось назначение воздушных змеев на протяжении столетий. В древние века змеи использовались в религиозных обрядах, с их помощью люди пытались передать свои послания далеким богам. Посредством запуска змея японцы просили богов о благополучии родных и о хорошем урожае, они верили, что змеи помогут обрести защиту от бед и несчастий. Использовали змеев и как благодарственные подношения богам.
В эпоху феодальных междоусобиц воздушных змеев стали использовать в военных действиях, с их помощью передавались условные сигналы, разведчики отсылали свои сообщения, а бывали случаи, что змеев использовали для транспортировки воинов. Во времена средневековья развлечение в виде запуска воздушного змея было доступно только богатым японцам, но постепенно оно становилось доступнее для всех слоев населения и с каждым годом приобретало все большую популярность среди народа. Так, медленно, но верно воздушные змеи становились элементом японской культуры и непременным атрибутом традиционных праздников. Сейчас уже многие японские празднества не представляются без этих разноцветных «птиц», парящих высоко в небе.
На некоторых из праздников даже устраиваются бои воздушных змеев, посмотреть на которые всегда приходит множество народа. А ушлые торговцы с древних времен использовали красочные картинки на парусе змеев в качестве рекламы своему товару. В Токийском музее воздушных змеев экскурсоводы рассказывают еще и такой факт: в 19 веке с помощью воздушных змеев поднялись для починки на крышу, невероятно высокого для тех времен, храма богини Канон, так как ни одна лестница не могла достигнуть вершины храма.
Традиционные японские воздушные змеи состояли из бамбуковой рамы и паруса, который изготавливался из специального материала «ваши» — это сделанная вручную бумага из тутового дерева. Эта бумага, с одной стороны, очень легкая, а с другой — обладает достаточной прочностью, чтобы не порваться под порывами ветра. Раскраска японских воздушных змеев отличается яркими красками и сюжетными рисунками. В экспозиции можно увидеть змеев с изображениями актеров театра кабуки доблестными самураями, есть картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа или забавные зверушки, а есть змеи с причудливыми узорами и с простыми цветочными орнаментами.
Размеры воздушных змеев также достаточно разнообразны — есть совсем крошечные образцы, длина которых составляет несколько сантиметров, а есть модели-гиганты, достигающие двух метров в длину. Токийский музей воздушных змеев предлагает в своей экспозиции посмотреть не только на всем знакомых плоских воздушных змеев, но и на объемные модели, которые являются результатом кропотливой работы мастеров, ищущих новые формы выражения своего таланта.
С момента основания музея коллекция значительно увеличилась в размерах и 280 квадратных метров уже давно не могут вместить одновременно около 4000 экспонатов. Сейчас воздушные змеи развешены не только на стенах на выставочных стендах, но даже занимают и пространство потолка. В связи с этим экспозицию обновляют раз в три месяца, чтобы у посетителей музея была возможность увидеть все экспонаты из коллекции Шинго Модеджи, а также разнообразные образцы воздушных змеев из других стран.
Есть в музее воздушных змеев уголок, посвященный памяти последнего гениального творца эпохи Эдо — Тэйцо Хашимото. Восковая фигура изображает Тэйцо трудящимся над своими творениями, а развешенные вокруг по стенам рисунки и образцы его работ позволяют более глубоко изучить его творчество. В музе также установлена приподнятая платформа, которая застлана циновками татами, предназначенная для чайных церемоний и для демонстрации процесса работы над воздушными змеями.
Когда наступает январь — традиционный месяц изготовления воздушных змеев в Японии, — в музее воздушных змеев выдающиеся мастера проводят ежедневные уроки по изготовлению змеев и делятся своими секретами со всеми желающими.
Источник: wmuseum.ru
© Ноосфера