Музей скульптуры и флористики "Поляна сказок"
«Поляна сказок» находится над Ялтой, выше Южнобережного шоссе в поросшем лесом ущелье, музей скульптуры и флористики. Из разных материалов выполнены сотни героев сказок, а зачастую сама природа уже сработала их из забавных коряг и наростов. Здесь же расположен быстро расширяющийся зоопарк «Сказка», самый крупный частный зоопарк Украины, в котором можно кормить и гладить зверей, а фотографироваться также с бабой Ягой и прочимии сказочными героями.
Чуть выше расположен отель «Поляна сказок», дополнивший сооружения прежнего кемпинга. Даже автостоянка здесь украшена гигантскими руками и ногами сказочного робота, оставшимися после киносъемок.
От кемпинга на вершину живописной горы Крестовая (Ставри-Кая) ведет недавно обновленная Боткинская тропа, по имени С.П. Боткина (1832 — 1889), известного врача-терапевта, исследователя и пропагандиста климатолечения на ЮБК.
Еще в 23-ем году XX века москвич инженер-нефтяник Павел Павлович Безруков, тяжело заболев туберкулезом горла, вынужден был временно покинуть Москву, в надежде на выздоровление он приехал на Южный берег Крыма. Побывав в разных местах, он понял, что лучше всего ему дышится в горном лесу, богатом фитонцидами, и в окрестностях Ялты, на одной из лесных полян он и поселился у подножья живописных гор, близ водопада Учан-Су и скалы Ставри-Кая. Чудодейственный крымский климат исцелил его. После войны, уже в зрелые годы, он вернулся на «Свою Поляну», и как бы в благодарность волшебнице-природе превратил ее в сказочный мир. Художественно одаренный, не имея специального образования, но наделенный богатой фантазией и образным мышлением, он начал создавать в дереве и других материалах сказочные скульптуры, которые размещались тут же, около его, построенного своими руками, домика. Рядом появилась избушка Бабы Яги, весело зашагали по полянке дружные Боб, Лапоть и Соломинка. Огромная голова Великана охраняла этот сказочный мир, где могучий Тарас Бульба, Коварный Черномор и веселый Буратино как бы ожили под руками талантливого мастера, эти скульптуры были наивны, они вызывали ассоциации с народным творчеством, лубочными картинками, но в них было много тепла, искренности и доброго юмора. Жители Ялты и ее гости с интересом посещали этот сказочный уголок, назвав его «Поляной сказок». В 1960 году эта «Поляна» была уже сформирована и начала свою недолгую жизнь. К сожалению работы народного умельца не сохранились, так как в 1968 году «Поляна сказок» была уничтожена.
За время существования «Поляны» она стала любимым местом отдыха ялтинцев, которые не смогли смириться с ее ликвидацией. Настойчиво звучали голоса в ее защиту. Под натиском общественного мнения Ялтинский горисполком принимает решение о создании на этом месте музея сказок. Крымский союз художников дает задание местным скульпторам готовить скульптуры-образы сказочных персонажей. Приглашаются и народные умельцы. Благоустраивается территория. Организационно «Поляна сказок» стала отделом Ялтинского краеведческого музея, в штат которого были включены сотрудники «Поляны».
31 июля 1970 года была официально принята экспозиция «Поляны сказок», а 1 августа сюда пришли первые посетители.
«Поляна сказок» как филиал Краеведческого музея просуществовала 19 лет — до 1989 года. Именно на это время приходится самая активная и плодотворная работа по формированию и пополнению экспозиции.
Для создания первой экспозиции были привлечены в основном скульпторы-профессионалы Симферополя и Ялты. Их работы и сейчас составляют основу некоторых тематических разделов современной экспозиции Л.С. Смерчинский, который все свое творчество посвятил созданию героических образов советских воинов специально для «Поляны» изваял одно из самых монументальных произведений «Иван- крестьянский сын», где богатырь, олицетворяющий силу русского народа, попирает побежденного и поверженного шестиглавого змея. Эта патриотическая тема затем найдет свое прододжение в таких же величественных и монументальных работах заслуженного художника РСФСР Ялтинского скульптора Шмагуна И.П. — «Святогор», «Боян», «Стражи» (1976 г.). Музей создавался прежде всего для детей, поэтому образы наиболее любимых детьми сказок были воплощены в скульптурах. Выполненные в твердом материале (бетон, диоритовая и мраморная, крошка, медь) они хорошо сохранились до настоящего времени. Детей радует встреча с Буратино (Смерчинская И.), Доктором Айболитом (Журавлев Д.), Василисой Прекрасной (Солощенко Н.), Тремя поросятами (Максименко Е.) и Тремя медведями (Алещенко Ф.) и другими героями сказок.
Большое участие в создании музея принял замечательный мастер Ю.С. Сахаров, скульптуры которого виртуозны по технике обработки дерева. Удивительная пластичность форм придает им особую музыкальность. Его «Аленушка» первой появилась на «Поляне». Тогда же в начале 1970 годов Сахаров выполняет еще целый ряд работ из дерева, 14 из которых в современной экспозиции создали отдельный тематический раздел. В тщательно отточенном, отполированном дереве скульптор сохраняет и выявляет естественную красоту цвета, поэтому светящийся янтарный граб, розовая слива, красноватый кипарис, густой темно-коричневый бакаут, золотистая верба и множество разных оттенков клена, каштана, карагача, из которых вырезаны скульптуры, создают необычную «палитру», радующую глаз и заставляющую удивляться богатству природы.
Рядом со скульптурами Сахарова, как бы излучающими свет и тепло дерева, произведения флориста М.А. Чиликова поражают богатством фантазии и умением в сухих отживших свой век деревьях, сложных по конфигурации искри зленных стволах, всевозможных наростах на них, в причудливом переплетении корней и ветвей угадать сказочно-фантастические образы. Как каждый флорист, Чиликов умело обобщал и дополнял то, что было создано уже самой природой, превращая омертвевшие куски деревьев в героев сказок, легенд, былин. Чиликов был одним из первых флористов чьи работы украсили «Поляну сказок».
Необычное и оригинальное решение главного входа в музей было предложено Ялтинским скульптором В.А. Норохом. По его проекту и эскизам в 1972 году самим автором совместно со скульптором СТ. Федоровым были вырезаны в дереве высокие фигуры витязей, образовавших ограду — надежную защиту сказочного городка, где добро побеждает зло, торжествует справедливость и всепобеждающая любовь. Эти «витязи прекрасные» стали визитной карточкой «Поляны».
«Поляну сказок» создавали не только крымчане. Из разных мест большого Советского союза поступали работы. В 1970–1980 гг. для этого уникального музея заказывались и закупались работы не только областным управлением культуры, но и Министерством культуры УССР и Министерством культуры СССР. Киевляне порадовали разнообразием техник и материалов, из которых создавались скульпторы: оргстекло («Ивасик-Телесик» Кошелев С), майолика («Руслан и Людмила» его же), гальванопластика («Лилея» Дьяченко В.) В 1972–1973 годах на «Поляну» через Министерство культуры СССР были доставлены из Москвы великолепные скульптуры, выполненные в металле «Балда и черт» Митлянского Д., «Гуси-лебеди» Романовской А., «Птица Сирин» — отливка с работы Коненкова СТ., «Лиса и журавль» Кирилловой А. Из Харькова прибыли веселые гномики с Белоснежкой (1976 г. Розеншейн В.), из далекого Первоуральска — серия флористических работ с выставки «Лесов Сибири подаренье» народного умельца Храмцова М. Даже скульпторы союзных республик откликнулись на предложение принять участие в формировании такого необычного музея. Из красивого темно-красного туфа в технике национальной резьбы по камню по мотивам армянской сказки сделал свой монументальный двухсторонний рельеф ереванский скульптор Казарян Г., а литовский мастер Жлабис К. тоже в национальных традициях вырубил в камне образ громовержца — Пяркунаса. В начале 1980 годов создаются целые экспозиционные композиции и комплексы. Это «Теремок» с его обитателями и «Славянское поселение, с семью. братьями Симеонами (по одноименной сказке) и капищем славянских богов Федоров С). Большую галерею сказочных образов создала талантливый народный мастер из Алупки Т.С. Марьина. Ее флористические скульптуры и аппликации очень своеобразны, отличаются своими выразительными средствами, от работ Чиликова и других флористов.
В 1970–80 годы на «Поляне сказок» устраиваются большие стационарные выставки. Первую такую выставку в 1973 году организовал замечательный мастер-флорист М.А. Чиликов 50 своих работ он объединил одним названием «Сказки крымского леса», А через 10 лет в 1983 г. он привез из Симферополя вторую, не менее интересную выставку «Природа и фантазия», на которой было представлено 30 скульптур. В 1986 году показала свои работы Т.С. Марьина — 24 аппликации и 17 скульптур. Произведения каждого из этих флористов очень индивидуальны и неповторимы. Их можно назвать второй жизнью дерева.
Уже к 1975 году в основном была сформирована «Поляна сказок», она стала новой достопримечательностью Ялты и местом любимого отдыха жителей. Это проявилось в бурном росте посещаемости. В первые месяцы функционирования «Поляны» посетителей было не много. Вот запись сотрудников 28 октября 1970 г.: «Ходит на Поляну мало людей — по 100 человек в день, не более».
Постепенно популярность «Поляны» росла. Уже в середине 1970-ых годов огромные очереди выстраивались у кассы: небольшая «Поляна» не могла вместить сразу всех желающих. Был разработан четкий график приема посетителей: через каждые 5 минут группа организованная у кассы, в сопровождении экскурсовода входила на «Поляну». Сейчас в архиве музея хранятся отпечатанные типографским способом «Графики экскурсий по «Поляне сказок», где на каждые пять минут предусматривалась запись очередной экскурсии. А так как первая группа в зимний период входила в 9.00ч. утра, а последняя в 17.15ч. (продолжительность экскурсии 45 минут) -то в день «Поляна» принимала до 99 групп. Летом прием экскурсионных групп увеличивался на 3 часа, таким образом, в день могло проходить до 130 экскурсионных групп. В среднем от 2 до 2,5 тыс. ежедневно посещало «Поляну» в летний период. Конечно, этот «музейный бум» свойственный концу 1970-х — началу 1980-х годов ушел в прошлое, но и сейчас посещаемость «Поляны» большая — в среднем в год музей посещает 150 тыс. посетителей.
В конце 1980-ых годов положение на «Поляне сказок» значительно изменилось. С началом перестройки и развитием новых экономических отношений группа сотрудников «Поляны» во главе с заведующим этим отделом Э.М. Левиным, создали арендную организацию, отделились от краеведческого (в то время уже Объединенного историко-литературного музея) и добились того, что решением Совета министров Украины за № 219 от 19 августа 1989 г. отдел Ялтинского объединенного историко-литературного музея «Поляна сказок» был преобразован в самостоятельный хозрасчетный музей «Поляна сказок». Устав его был зарегистрирован 11 июня 1993 г. решением Ялтинского исполкома № 387(6), экспонаты были взяты в аренду у музея. Арендное предприятие просуществовало ровно 8 лет.
20 июля 1997 года собрание членов организации арендаторов (протокол № 1) постановило: «реорганизовать арендное предприятие Музей «Поляна сказок» в ООО «Музей «Поляна сказок». 30 июля 1997 года распоряжением председателя Ялтинского городского совета № 391-р (4) зарегистрирован Устав и Учредительный договор ООО «Музей Поляна сказок» с Фондом коммунального имущества г. Ялта, срок этого договора закончился 01.02.2004 г. Таким образом «Музей Поляна сказок» как ООО функционировал 6,5 лет. В ООО из историко-литературного музея были переданы на постоянное хранение экспонаты основного и научно-вспомогательного фонда. (По истечению срока действия учредительного договора они были возвращены в музей).
В настоящее время «Поляна сказок» является коммунальным предприятием Ялтинского горисполкома (КПЯГС «Поляна сказок»). 18 сессия 24 созыва Ялтинского горсовета 26 декабря 2003 г. приняла решение: «Создать коммунальное предприятие Ялтинского горсовета «Поляна сказок». Предприятие зарегистрировано 6 апреля 2004 г. Новое руководство музея с большим энтузиазмом принялось за «возрождение» Поляны, стремясь вернуть ей былую славу.
Экспонатов на «Поляне» немного: 39- основного фонда, 66 научно-вспомогательного. (Приказом министерства культуры Украины они переданы на постоянное хранение), 23 скульптуры и флористические аппликации- целая выставка работ Т.Марьиной «Природа и фантазии» — взята в долгосрочную аренду у родственников мастера. Но так как многие экспонаты представляют собой многофигурные композиции (от двух до 30 скульптур под одним номером), то всего скульптурных работ в настоящее время находится в экспозиции 204 (под 105 номерами). Все эти произведения выполнены 47 авторами, профессионалами и народными умельцами. Из разных материалов — дерева, камня, бетона с разной цветной крошкой, шамота и др. материалов.
Уникальность «Поляны», главное ее отличие от других музеев, заключается в ее удивительно красивом местоположении: в лесу, на северо-восточном склоне горы Могаби. С поляны открывается прекрасный вид на обрывистые склоны главного хребта Крымских гор, на водопад Учан-Су, скалу Ставри-Кая. Эта красота окружающей природы является мощным положительным энергетическим и эстетическим фоном, придающим «Поляне сказок» необычайную привлекательность. Главная задача экспозиционеров состоит в том, чтобы органично включить каждую скульптуру в окружающий ландшафт. Исходя из этого, созданы разные разделы экспозиции. В части нетронутого густого леса находится «Царство Бабы Яги»; В этот «Сказочный лес» помещены скульптуры Бабы Яги и избушка на курьих ножках и многочисленные флористические работы, которые буквально сливаются со стволами деревьев, составляя как бы одно целое с диким лесом. На участке более разреженном от деревьев разместилось «Славянское поселение» и 7 братьев Симеонов (по одноименной сказке). У прудка- Водяной, Русалочка, Буратино на черепахе, Балда, мутящий воду веревкой, чтобы получить оброк с чертей. У опушки леса вырос Теремок с его обитателями. Относительно ровное пространство без большого количества деревьев превращено в полянки, на которых хорошо просматриваются скульптуры. Для каждой скульптуры выбирается наиболее удачное место среди зелени. Так, например, «Лилея» с плавными, музыкальными линиями объема хорошо «вписалась» под развесистой ивой. Сцена прощания Маугли с пантерой Багирой размещена у «выхода» из лесных зарослей. «Черномор» спрятался в густой зелени…
Вторая задача, которую поставили перед собой экспозиционеры при переэкспозиции: все скульптуры сгруппировать по тематическому принципу. В результате были созданы новые разделы: появилась Пушкинская поляна, а также Поляна славянских сказок, Поляна зарубежных сказок. После переэкспозиции была составлена тематическая структура экспозиции, которая была утверждена «Экспертно-наблюдательным советом «Поляны сказок». Основные разделы экспозиции:
1) Идея патриотизма в народных сказках и былинах.
2) Сказки всей земли.
3) У лукоморья (художественно оформленный вход).
4) Древнеславянское поселение.
5) Восточно славянские сказки.
6) Сказочный лес (работы флористов).
7) Выставочный павльон малых форм — тематические разделы: флоризм М.Чиликова и Т.Марьиной; характер творчества Ю. Сахарова; выявление специфики материала.
8) Разнообразный подход в решении сказочных образов: тематические разделы: игровое начало (живая Баба Яга), деревянное зодчество, красота природного камня.
9) Сказки и легенды Крыма.
10) Пушкинская поляна.
11) Сказки европейские и современные.
Музей прежде всего рассчитан на детскую аудиторию. Поэтому помимо традиционной экскурсии, проводимой в музее в нее включено представление с живой Бабой Ягой, а в летний период функционирует летний театр где можно каждый час увидеть представления клоунов, пиратов, русалочек, а также кукольный спектакль.
Источник: krymology.info
© Ноосфера