Музей ОКБ А.Н. Туполева
Музей ОКБ А.Н. Туполева был официально образован в 1972 г. согласно приказу министра авиационной промышленности СССР как филиал Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского.
Музей размещался в помещениях кабинета А.Н. Туполева, его комнаты отдыха и зала заседаний ОКБ. В конце 90-х годов Музей временно прекратил свою деятельность, экспонаты и фонды были переведены в специально выделенное помещение ОКБ. 10 ноября 2008 г., в рамках отмечавшегося 120-летия со дня рождения А.Н. Туполева, в ОАО «Туполев» был открыт восстановленный Музей ОКБ А.Н. Туполева.
История музея уходит своими корнями в 60-е годы. Организация музея началась еще при жизни А.Н. Туполева. Первоначально речь шла о создании Музея трудовой славы, которые в то время создавались на многих предприятиях страны. Постепенно, с ростом количества собранных материалов речь уже шла о создании полноценного музея, в котором была бы отражена многогранная история старейшего авиационного предприятия, возглавляемого А.Н. Туполевым.У истоков создания музея стояли А.Н. Туполев, А.И. Кандалов и директор музея С.Д. Агавелян. В 1972 г. в соответствии с приказом, подписанным Министром Авиационной промышленности, музей получил статус национального, как филиал Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского. Музей и его фонды разместились в бывшем здании КОСОС в помещениях, где располагались кабинет А.Н. Туполева, его комната отдыха и зал заседаний.В конце 90-х годов ХХ века руководством предприятия было принято решение о временном прекращении деятельности музея и переводе его фондов в основное здание предприятия. По прошествии десяти лет было решено восстановить экспозицию из сохранившихся предметов и артефактов в помещении основного здания предприятия. В течение полутора месяцев, начиная с середины сентября 2008 г., работа по восстановлению экспозиции музея была выполнена. Огромную работу по восстановлению экспозиции музея выполнил макетный цех во главе с его начальником Н.П. Грушиным, отреставрировавший и подготовивший к экспонированию десятки моделей самолетов. На высоте оказалась служба административно-хозяйственных работ во главе с В.В. Казиным. Большую работу выполнило подразделение комплексного производства во главе с С.А. Щегловым. Большую помощь в оформлении оказал отдел компьютерного дизайна во главе с Е.С. Ольшанской. Большую практическую и консультационную помощь в восстановлении музея оказали главный конструктор Л.Т. Куликов, глубоко уважаемые ветераны предприятия Г.А. Черемухин и В.М. Вуль, а также многие сотрудники других подразделений ОАО «Туполев». Особая роль в восстановлении музея принадлежит вице-президенту по управлению персоналом и общим вопросам А.М. Затучному, без которого все планы по состоявшемуся «блиц-ренессансу» музея так и остались бы прекрасными планами.
Музей открыт и мы предлагаем Вам совершить небольшую экскурсию по его залам. Восстановленный музей разместился в трех помещениях основного здания ОАО «Туполев» по адресу: набережная Академика Туполева, д. 17.
Пройдя через центральный стеклянный вход, вы попадаете в холл музея, где установлен мраморный бюст А.Н. Туполева, а также крупномасштабные модели самолетов Ту-204СМ, Ту-154М и Ту-334. Здесь же посетители могут ознакомиться с беспилотным тактическим разведчиком Ту-243 «Рейс-Д». Через холл вы попадаете непосредственно в помещение музея — в его первый зал, экспозиция которого посвящена истории ОКБ. В зале представлено более 100 моделей различных типов летательных аппаратов, аэросаней и торпедных катеров, над проектами которых ОКБ работало начиная с 20-х годов ХХ века по настоящее время, а также предметы вооружения и оборудования. Условно экспозиция первого зала разделена на четыре зоны. Первая зона охватывает период с момента образования предприятия до окончания Второй мировой войны. Посетители могут ознакомиться с моделями первых самолетов ОКБ, созданных в начале 20-х годов, а также линейкой тяжелых самолетов-монопланов с гофрированной обшивкой: АНТ-1, АНТ-2, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-20. Здесь же представлены модели серийных аэросаней АНТ-IV, АНТ-V, а также опытного торпедного катера ГАНТ-4 «Туполев». 30-е годы представлены моделями дальнего рекордного самолета АНТ-25 «РД», скоростными самолетами с убирающимся шасси и гладкой обшивкой АНТ-21, АНТ-40, АНТ-41, АНТ-42, а также гидросамолетами — летающими лодками АНТ-22, АНТ-44. Первая демонстрационная зона заканчивается экспозицией, посвященной созданию и развитию одного из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны — Ту-2, в которой представлены модели самолета »103» с двигателями М-120ТК, серийного Ту-2, опытных самолетов »62» (Ту-2Д) и »68» (Ту-10), а также авиационный пулемет ШКАС, устанавливавшийся на первые серии Ту-2. Вторая экспозиционная зона посвящена развитию туполевских самолетов военного назначения и охватывает период с конца Второй мировой войны по 80-е годы. Здесь представлены модели проектов, опытных и серийных самолетов семейств Ту-4, Ту-95/Ту-142. На моделях можно проследить тот путь, который привел к созданию послевоенного шедевра в области реактивной бомбардировочной авиации — Ту-16. Посетители могут ознакомиться с моделью уникального опытного тактического самолета Ту-91. В экспозиции широко представлена история создания сверхзвуковых боевых самолетов ОКБ — Ту-128, Ту-22, Ту-22М и Ту-160. В отдельный раздел выделена экспозиция, посвященная беспилотной технике, созданной ОКБ начиная со второй половины 50-х годов. Третья экспозиционная зона знакомит посетителей с развитием туполевских проектов в области создания реактивной пассажирской авиации. Представлены модели Ту-104, Ту-110, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154. Сверхзвуковые пассажирские самолеты представлены моделями опытного и серийного Ту-144Д, также моделью проекта СПС бизнес-класса Ту-444. Широко представлено семейство современных магистральных пассажирских самолетов Ту-204/214. На нескольких моделях иллюстрируется история создания современного ближнемагистрального самолета Ту-334.Четвертая экспозиционная зона посвящена некоторым прорывным проектам ОКБ, в том числе работам по самолетам с ядерными авиационными силовыми установками, гиперзвуковым летательным аппаратам различного назначения, а также проектам самолетов на СПГ и жидком водороде.
Все четыре модельные экспозиционные зоны проиллюстрированы красочными настенными баннерами и фотографиями соответствующего содержания.Второй экспозиционный зал является мемориальным и посвящен памяти основателя ОКБ А.Н. Туполева. В этом зале выставлены сохранившиеся мебель и вещи, которые находились в кабинете А.Н. Туполева, его комнате отдыха и зале заседаний. Ко всем этим вещам прикасались руки А.Н. Туполева. Выставлены его личные вещи — два мундира: генерал-лейтенанта и генерал-полковника, его пиджак с муляжами Звезд Героя Социалистического труда и лауреатских значков. На корпусе радиолы, которую в 30-е годы А.Н. Туполев привез из командировки в США, установлена видеоустановка, на которой демонстрируются фильмы, посвященные А.Н. Туполеву и истории ОКБ.Музей выполняет большую публикационную работу. На сегодняшний день силами Музея в содружестве с другими организациями подготовлено и опубликовано около 700 статей, отдельных монографий и книг по различным направлениям деятельности ОКБ. В качестве ближайшей перспективы — развитие и сохранение в рамках ОАО «ОАК», в которое в настоящее время входит ОАО «Туполев», совершенствование и развитие экспозиционной базы — оформление постоянных настенных стендов вместо временных, реставрация моделей и других предметов до состояния, позволяющего выставлять их в помещениях Музея, поиск дополнительных материалов по истории ОКБ, дальнейшее проведение активной публикационной работы. Представленный краткий обзор экспозиции музея лишь в общих чертах дает представление о деятельности ОКБ. Всю масштабность деятельности этого старейшего в стране авиационного предприятия можно осознать лишь только непосредственно посетив музей, ознакомившись с его экспонатами и послушав комментариями директора музея.
Источник: tupolev.ru
© Ноосфера