Mustang против Camaro: шесть раундов за титул лучшего пони-кара в истории
Все началось в апреле 1964-го, когда под залпы обширной рекламной кампании Ford выкатил свою очередную новинку. Забавно, но Mustang, взявший американский рынок штурмом, изначально задумывался всего лишь как ответ Corvair Monza 1960 года — милому и достаточно популярному купе от… Chevrolet.
Много стиля за немного денег. Простейший маркетинговый ход в случае с Corvair Monza сработал неплохо, но в исполнении Mustang тот же прием сдетонировал как атомная бомба. Построенный на шасси массового компактного седана Falcon, «Мустанг» не был гениален ни в чем кроме, конечно, дизайна. Красивый автомобиль оказался в нужное время в нужном месте и за правильные деньги предложил покупателям спортивную молодцеватость с пристойной практичностью. Бинго!
Когда же на волне бешеного спроса — 22 тысячи заказов в первый день продаж! — Ford стал скармливать публике новые кузова, новые опции и новые мощные моторы, просто удачный автомобиль превратился в основоположника нового сегмента пони-каров.
Что мог противопоставить такому напору Chevrolet? Эти парни сами подкинули «фордовцам» идею пони-кара — привет, Corvair Monza! –, но в итоге оказались в роли догоняющих, а правильнее сказать безнадежно отстающих. Два с половиной года Mustang по сути боксировал в ринге один. И только осенью 1966-го General Motors ответила первым поколением Camaro.
Отдадим должное инженерам и дизайнерам Chevrolet — машина получилась классная. Более изысканный и с инженерной (это не обсуждается), и наверное с эстетической (здесь можно поспорить), Camaro зарекомендовал себя достойным соперником Mustang. Ну, а топ-версии вроде SYC Yenko и ZL1 легко выбивали дурь из «мустанговских» «боссов» и GT500.
В любом случае первый раунд боя остался за Ford. Но в Chevrolet не паниковали. Опоздав к началу поединка, Camaro сделал большую ставку на второе поколение…
Счет на табло: безусловная победа Mustang. Ford создает новый сегмент автомобильного рынка. Двухдверный красавчик «Станг» недорогой, но мощный бьет рекорды популярности.
Все переворачивается с ног на голову с выходом Mustang II. Называя вещи своими именами, Ford стреляет себе в ногу. Новое поколение «Мустанга» построено на базе бюджетного «Пинто». Машина плохо выглядит, плохо ездит, она плохо собрана. Возможно это худший сиквел в истории автомобилестроения.
Базовая 2,3-литровая «четверка» выдавала всего 83 «лошади». Но даже топовый V8 в обмен на изрядное количество топлива возвращал всего 122 л.с. «Мустанг II» мгновенно и надолго вылетел из хит-парадов самых мощных, быстрых и вожделенных автомобилей Америки. Хорошим словом его никто не помянет.
О, как сладок, миг мести! Натерпевшись от своего заклятого конкурента в 60-х, Camaro в 70-х берет убедительный реванш. Мгновенно ставший классическим дизайн промчал спортивный Chevy сквозь десятилетие на одном дыхании. Ну и в 1977-м случилось то что должно было случиться — Camaro впервые опередил Mustang по объему годовых продаж. Важнее, что в плане дорожных повадок инженеры «Шевроле» не пошли на поводу актуальных (читай: экономическо-экологических) трендов эпохи.
«Камаро» едва ли не единственный на американским рынке, кто не испугался последствий топливных кризисов. В GM решительно отвергли интрижки с четырехцилиндровыми моторами, а Camaro второго поколения превратился в такой же символ 70-х каким за 10 лет до этого был Mustang.
Счет на табло: Реванш состоялся. Camaro выигрывает второй раунд в одну калитку.
Ford Mustang (1979–1993) — Chevrolet Camaro (1982–1992)
«Голубой овал» сделал правильные выводы из избиения. Дебютировавший на рубеже 80-х «Мустанг» третьего поколения по-крайней мере частично вернул растерянную славу пони-кара.
Процесс пошел в 1982 модельном году, когда на рынок после 13-летнего перерыва вернулась версия GT. На первый взгляд 5-литровый «смолл-блок» выдавал не так уж много лошадок — всего 157. Зато 325 Нм тяги, 4-ступенчатая механика и сравнительно небольшая масса сделали «джи-ти», пожалуй, самым быстрым серийным автомобилем Америки. До сотни такой «мустанг» разгонялся за 7,4 секунды. Даже 5,7-литровый Corvette был медленнее!
Впрочем, третье поколение Camaro представленное в октябре 1981-го тоже можно назвать вполне состоявшимся. Отличный дизайн плюс достойная динамика по сходной цене. В звании самого быстрого пони-кара Америки Mustang GT 5,0 продержался всего годик. Уже в 1983-м 5-литровый Camaro Z28 H.O. (High Output — Высокая мощность) выдавал под 200 лошадок и разменивал сотку (а вернее 60 миль в час) за 6,7 секунды.
Счет на табло: Победа Camaro по очкам. Поединок равных, в котором каждый из соперников был достоин друг друга. Chevy склонил чашу весов в свою сторону лишь благодаря лучшему соотношению годовых продаж. За десятилетний производственный цикл Camaro шесть раз опережал Mustang по популярности.
Все плюсы третьего поколения Mustang IV бережно сохранил. Ну во всяком случае большинство из них. А вот соперник «Форда» вдруг потерял веру в себя.
Ближе к новому тысячелетию показалось, что Америка наигралась в пони-кары. По-крайней мере в те, в названии которых есть слово Camaro. Несмотря на интересный (во всяком случае до рестайлинга 1998 года) дизайн и наличие в гамме заряженных версий, Chevrolet начал стремительно терять поклонников.
Если модель третьего поколения шесть раз опережала «Мустанг» по объемам годовых продаж, то у Camaro IV этого не получилось ни разу.
General Motors, увы, сделала из неудачи неправильные выводы. В Детройтской штаб-квартире решили, что проблема не в самом Camaro, а именно в чахнущем рыночном сегменте. В итоге 27 августа 2007-го на канадском заводе GM был торжественно выпущен последний, как тогда казалось, экземпляр Camaro. Его миссию в Chevrolet посчитали законченной…
Счет на табло: победа Ford за явным преимуществом. Chevrolet выбрасывает полотенце…
История будто повторилась снова. В оставленном соперником рыночном пространстве Ford Mustang пятого поколения чувствовал себя как оригинальный «станг» в середине 60-х. Конкурентов у Ford просто не было. Но и без того великолепный дизайн плюс с новой яростью запущенная гонка мощностных вооружений сделали пятое поколение одним из самых узнаваемых и удачных «мустангов» в истории.
Глядя на его успех в GM опять начали кусать локти и вновь как и 40 лет назад вернулись ны рынок с достойным соперником. Camaro пятого поколения представили в 2010-м году. Классный дизайн, крутые моторы и даже сочная поддержка Голливуда подстегнули продажи. Десятые годы стали свидетелями отчаянной битвы Ford и Chevrolet за звание самого популярного пони-кара Америки. Прямо как в старые-добрые…
Счет на табло: боевая ничья
Ford Mustang (2015-?) — Chevrolet Camaro (2015-?)
Но все хорошее, когда-нибудь заканчивается. И возможно именно сейчас на пороге эры электромобильности и в период беспросветного царствования кроссоверов, истории «мустанга» и «камаро» как никогда близки к логическому финалу.
Продажи пони-каров уверенно падают. До такой степени, что у моделей шестого поколения, похоже, не будет прямых наследников. Не назовешь же трушным пони-каром электрокроссовер Mustang Mach-E, продажи которого стартуют нынешним летом… Ну, а у Camaro тоже, похоже, не будет наследника.
Реф, может пора останавливать секундомер?
Счет на табло: боксеры в ринге так устали, что не могут продолжать…
Ну и кто кого в конечном итоге переборол? По раундам счет ничейный, но, наверное, надо быть объективными и признать победу «Мустанга». По значимости для автомобильной истории в целом и конечно по превосходству «фордовского» пони-кара в суммарном объеме продаж. Как бы то ни было спустя полвека мы можем с уверенностью сказать одно — это была классная заруба!