Мусор рассказал, как пандемия чумы повлияла на коммерцию в Византии
На протяжении тысячелетий люди умело выживали в засушливом регионе пустыни Негев, выращивая зерно и виноград. При Византийской империи эта область по‑настоящему процветала. Города возникали один за другим, подпитываемые экспортной торговлей виноградом для напитка, которым восхищались древние летописцы. Город Газа превратился в крупный коммерческий центр и в течение нескольких столетий граждане Византийской империи хорошо платили за постоянный приток вина из Газы.
Виноград, зерновые и оливки всегда были основными продуктами питания в Средиземноморье. Но в 300-х годах нашей эры виноград резко вырвался вперед и стал составлять большую часть мусора. К середине 500-х годов виноградные семена составляли от четверти до почти половины семян в мусорных кучах.
Также о процветании виноделия и коммерции в Газе говорят осколки керамики. Вино из этого города отправлялось по миру в специальных кувшинах, поэтому проследить осколки в мусорных кучах было нетрудно. По мере увеличения косточек от винограда, увеличивалось и количество осколков керамики от кувшинов.
Исследователи комментируют, что эта промышленность выросла практически из ничего в третьем веке до невероятного производства к пятому веку. Однако затем города региона внезапно были заброшены. В течение нескольких столетий большинство людей вернулись в небольшие поселения с натуральным хозяйством. Но тогда виноградные косточки составили лишь 5 — 14% в мусорных кучах.
Согласно радиоуглеродным датам органического материала из древних мусорных куч, крах винодельческой промышленности области совпал с последствиями Юстиниановой чумы. Первая волна пандемии унесла жизни 20% населения Константинополя. Инфекция также опустошила торговый порт Александрии. В течение следующих 160 лет война с чумой, возможно, унесла до половины населения Византийской империи.
Наряду с меньшим количеством косточек винограда в мусоре археологи также отмечают, что примерно в это же время люди перестали строить оросительные системы и закрыли голубятни, где получали удобрения от птиц, а еще люди отказались от организованного сбора мусора в городах.
Ученые говорят, что сама чума не приходила в регион пустыни Негев, хотя есть исторические источники, которые описывают вспышки в Южной Палестине. Именно поэтому исследователи и предполагают, что события в сотнях километров от этой области убили всю промышленность городов. Выращивание товарных культур для международного рынка принесло процветание пустыне Негев, но при этом сделало местных фермеров уязвимыми для событий, происходящих в Константинополе и Александрии.
Когда чума уничтожила рынок вина Газы, фермеры не могли позволить себе содержать дамбы и каналы, которые обеспечивали функционирование всей системы коммерческого земледелия. А узкая направленность выращивания только винограда сделало местных фермеров еще более уязвимыми.
Хотя Юстинианова чума нанесла непоправимый удар по виноградной промышленности региона, ученые говорят, что все не так просто. Сейчас в 2020 мы видим, как политическая напряженность, изменение климата и другие события не прекращаются даже во время пандемии. И точно так же, как сегодня, эти события и их последствия влияли друг на друга в прошлом.
Во-первых, 540-х годах Византия переживала крупные конфликты с персами и вела войны с готами в Италии. Так правитель Юстиниан облагал сельское хозяйство большими налогами, чтобы финансировать завоевательные войны.
Климат, вероятно, тоже сыграл свою роль. Чума пришла сразу после двух извержений вулканов в конце 530-х годов, которые выбросили пепел высоко в атмосферу Земли и вызвали десятилетнее похолодание. В Европе это вызвало похолодание и засуху, а в районах пустыни Негев стало больше дождей, что, возможно, означало внезапные наводнения.