Можно жить вечно! В цифре…
Гордону Беллу (Gordon Bell) 79 лет, и он пока не собирается умирать. Но когда его время придет, внуки и пока еще нерожденные правнуки и даже их дети смогут увидеть детальную картину его жизни — возможность, доступную очень немногим потомкам.
На протяжении последних 15 лет Гордон Белл, почетный исследователь Microsoft Research, методично переводит на цифровые носители и классифицирует собственную жизнь в рамках проекта MyLifeBits.
Он накопил внушительную коллекцию из более 150 тысяч фотографий, 750 тысяч оцифрованных страниц текста и 20 тысяч сообщений электронной почты. Их хотя на сегодняшний день это — не основной проект, над которым работает Гордон, он продолжает искать новые пути использования личных данных для улучшения жизни людей и более внимательного отношения к своему наследию.«Я искренне уверен, что мы сможем [когда-нибудь в будущем] создать свой пожизненный аватар, с которым можно будет общаться на человеческом языке, — говорит Белл».
Но это все еще впереди. А пока цифровые россыпи своего жизненного пути Белл планирует передать внукам. Но прежде ему нужно разобраться с уже собранными личными данными.
«Я бы сказал, что больше всего опасаюсь, что трачу недостаточно времени на организационные и «наследственные» аспекты этого проекта», — говорит Белл. Однако в настоящее время ему приходится больше времени уделять вопросам здоровья, а не сохранению запечатленных фрагментов своей жизни.
«Сейчас я сосредоточен на состоянии своего здоровья, — рассказывает Белл. — У меня был второй сердечный приступ, и я использую кардиостимулятор. Мне нужно тщательно следить за расписанием предписанных физических упражнений». Поэтому Гордон сегодня занят скорее медицинским лайфлогингом: камеру «записи жизни» он сменил на кардиомонитор Basis Watch и манжету пульсометра Polar. «Я отслеживал эти данные на протяжении последнего года, — сказал он. — Это очень помогает мне и моим врачам понять, что именно со мной происходит».
Многообразие личности
В процессе сбора данных Белл осознал, что мы проживаем разные жизни, которые он разнес по разным папкам. Эту мысль он развил в своей книге Total Recall: How the E-Memory Revolution Will Change Everything («Вспомнить все: как революция электронной памяти изменит мир»), посвященной своей деятельности по регистрации жизни.
Есть жизнь в семье, жизнь с друзьями, жизнь на работе, и все они распределены по отдельным папкам вместе с людьми, участвующими в этих жизнях. Воспоминания делятся на две категории: электронная память, которая поддается количественному измерению, например документы и фотографии, и биологическая память, которая может меняться под влиянием эмоций и времени.
«Я совершенно убежден, что электронная память — это настоящая память о нашей жизни, — говорит Белл. — Если я читаю книгу или статью, она сохраняется в моей электронной памяти, но в моей биологической памяти остается всего лишь упоминание того факта, что такая книга или статья существует».
Белл начал регистрацию жизни как личный проект, но через некоторое время Microsoft поддержала его в этом начинании. Это всего лишь небольшая часть инвестиций, которые компания тратит на исследования и разработку. Например, в прошлом году общий объем инвестиций в исследования составил 10 млрд. долларов, но деятельность Белла привлекла внимание к выпускаемой компанией камере SenseCam.
«Это выглядело как настоящее будущее персональных вычислений, — сказал Белл. — Как оказалось, более 30 компаний стали заниматься тем или иным аспектом MyLifeBits, что является признанием нашей работы».
Вспомнить все
Как заметил Белл, помимо личного желания иметь подробную запись своей жизни, есть и другие практические причины, особенно для людей с болезнью Альцгеймера и другими расстройствами памяти.
Благодаря отслеживанию и упорядочению данных о своей жизни, люди, старающиеся вспомнить тот или иной момент своей жизни, смогут освежить и прояснить свою память. Белл говорит, что лично никак не связан с фондом Альцгеймера, если не считать случайного рецензирования предложений по тематике исследований. В свою очередь, Microsoft сотрудничала с британской клиникой, занимающейся проблемами памяти, над внедрением SenseCam для помощи людям с расстройством памяти.
«Ко мне лично несколько раз обращались доктора, которые в конечном итоге приобрели камеры SenseCam, — говорит Белл. — Я предложил методику использования обычной камеры или мобильного телефона, и люди пробовали такой вариант».
Большие данные — в массы
Кристиан Шабо, соучредитель и исполнительный директор компании Tableau Software, объясняет, как его продукт позволяет клиентам получать доступ и непосредственно использовать большие данные.
Естественно, Белл был не первым регистратором жизни. В числе первых с этой идеей экспериментировал Стив Манн в 1980-х годах. А в середине 1990-х годов камера Дженни Ригли под названием JenniCam стала веб-сенсацией, потому что люди могли подключиться к ее жизни в режиме »24 часа 7 дней в неделю» (с небольшими перерывами на самые интимные моменты). На пике популярности трансляцию видеокамеры JenniCam смотрели от трех до четырех миллионов человек. Эта деятельность открыла дорогу другим, в числе которых Джастин Кан (основатель компании Justin.tv) и Джустин «iJustine» Эзарик.
Эта тенденция развивается. Движение Quantified Self (членом которого является Белл) продвигает самопознание через большие данные. В движении насчитывается более 100 групп в 34 странах, причем в группах в Сан-Франциско, Лондоне и Нью-Йорке насчитывается более тысячи членов.
Константин Аугемберг, еще один регистратор жизни, отслеживает свою жизнь в личном проекте под названием MeasuredMe и утверждает, что верит в то, что знания, получаемые им в процессе квалификации и фиксации своих ежедневных данных, помогут сделать жизнь лучше.
«В конечном итоге мне хотелось бы выявить небольшое число факторов (например, продолжительность сна, определенные составляющие диеты, определенные привычки, психические и эмоциональные состояния и т. п.), которые больше всего влияют на мое повседневное поведение, эмоции и состояние психики, — говорит Константин. — Контролируя и управляя этими факторами я смогу повысить качество своей жизни».
Ваша душа, в количественном выражении
Белл верит, что к 2020 году люди станут записывать все, что видят и слышат. (Однако, он отметил, что будут определенные сложности с аудиозаписью, так как законы, регулирующие правомерность записи разговоров, сильно различаются).
Похоже, что многие производители гаджетов согласны с Беллом. Такие компании, как Autographer и Narrative (ранее известная как Memoto) создают носимые автоматические камеры, которые делают фотографию каждые 30 секунд и поставляются с поддерживающими поиск и совместное использование базами данных.
Narrative также вызывает интерес венчурного капитала к этой тематике, заключив недавно инвестиционный договор на три миллиона долларов с компанией True Ventures из Сан-Франциско. Австралийская компания Cognea работает над созданием индивидуализированного искусственного диалекта.
Даже социальные сети двигаются в этом направлении. Сегодня люди охотно делятся банальностями своей повседневной жизни посредством Facebook, а проект One Second Everyday позволяет им вести сокращенный графический дневник своей жизни.
Белл прогнозирует, что такой популярный в наши дни избыточный обмен своими данными сойдет на нет вместе с потерей чувства новизны сбора больших данных о собственной жизни и люди начнут понимать, что оставляют нестираемый цифровой след. Вместе с тем они начнут понимать ценность записи моментов своей жизни, хороших и плохих.
«Я говорю людям никогда ничего не стирать, — говорит Белл. — Даже неприятные моменты можно использовать в связке с другими фактами. … Именно в этом суть персональных вычислений».