Можно ли запатентовать мамонта и насколько это законно?
Вы удивитесь, однако животных не только можно запатентовать, но это еще и происходит весьма часто. 12 апреля 1988 года Управление по патентам и товарным знакам США выдало первый патент на живое существо, да не простое. Его предметом стала OncoMouse — лабораторная мышка, генетически модифицированная так, чтобы повысить у нее риск возникновения рака. Подобная практика может показаться жестокой, однако именно благодаря подобным животным человечество получило возможность испытывать препараты и терапии, которые впоследствии спасли жизнь сотням тысяч людей.
Так где же проходит та грань, при которой животное — «достояние природы» — переходит в юридическую собственность человека? Этим вопросом задался генетик из Гарварда Джордж Черч, соучредитель стартапа Colossal. Его цель — воскрешение шерстистых мамонтов благодаря сохранившимся элементам ДНК, а также (если проект будет успешен) еще целая серия попыток возрождения давно вымерших видов.
Увы, современная юриспруденция не может дать однозначный ответ на этот вопрос. Так, к примеру, знаменитая овечка Долли так и не была официально запатентована, потому что являлась полным дубликатом живого существа. При этом мамонтов, скорее всего, будут воскрешать на основе генома слона — и, если следовать букве закона, тот факт, что слон будет покрыт шерстью и устойчив к морозам, вполне хватит для признания его объектом, подпадающим под патентное право.
Интересно, доживем ли мы до патентов на динозавров?