Можно ли умереть от прикосновения к мумии? Трагичная судьба археологов, открывших гробницу Тутанхамона

03.11.2022, 15:35
Гробница Тутанхамона — самого молодого правителя Древнего Египта была найдена археологами практически нетронутой в 1922 году. Тогда мир новой волной окатила египтомания — интерес к фараонам, пирамидам, мумиям и другим артефактам эпохи. Спустя годы фигура царя Тута продолжает вызывать споры историков, а поп-культура не устает мистифицировать экспедицию первооткрывателей усыпальницы.
Анастасия Баканова

Существование Тутанхамона ученые ставили под сомнение, пока открытие его гробницы в Долине Царей, недалеко от Луксора, не вызвало общемировую сенсацию.

4 ноября 1922 года английский археолог Говард Картер увидел нетронутую грабителями усыпальницу XVIII династии, в которой на протяжении 3000 лет покоилась мумия Тутанхамона, а также хранились произведения искусства, предметы быта и прочая утварь: от таких мелочей, как украшения и письменные принадлежности, до полноценной мебели и позолоченных колесниц. Среди прочего участники обнаружили клок волос бабушки Тутанхамона, супруги Аменхотепа III — Тии.

Wikimedia Commons

Вскоре после прорывного открытия в области археологии египтолог, лорд Джордж Карнарвон,  который финансировал раскопки, умер при необычных обстоятельствах. Сенсационные сообщения о загадочной смерти спонсора попали на страницы газет, а увлеченные темой читатели не теряли возможности придумать и распространить новые версии случившегося. Самой популярной теорией была мысль о проклятии фараона, которого якобы потревожили исследователи. В обществе считали, что дух египетского царя отнимает жизни у тех, кто участвовал в раскопках.

На самом деле в гибели Карнарвона не было ничего загадочного, он умер от заражения крови. А в последующее десятилетие скончались только 6 из 26 человек, присутствовавших в гробнице. При этом сам Картер, собравший лавры первооткрывателя, дожил до 1939 года.

Говард Картер изучает саркофаг Тутанхамона Wikimedia Commons / Exclusive to The Times

Все это наталкивает на мысль, что никакого проклятия фараона не существовало, но даже современная массовая аудитория продолжает очаровываться легендами из прошлого.

Можно ли умереть от прикосновения к мумии?

Некоторые ученые все еще склонны верить, что смерть тех шестерых исследователей носила биологический характер. Вероятно, в закрытом саркофаге могли сохраниться патогенные микроорганизмы, токсичные для человеческого организма. Если предположение верно, значит сегодня заниматься поиском гробниц — осознанно подвергать себя риску. Но так ли это на самом деле?

Усыпальницы богатых людей, не говоря уже о фараонах, устраивались особым образом. Нередко, в погребальные сооружения, помимо элементов роскоши, помещались трупы домашних животных, а еще продукты питания, которые впоследствии гнили.

Саркофаг, Королевский музей Онтарио Unsplash

Лабораторная экспертиза показала: как на древних мумиях, так и на сырых стенках гробниц могут размножаться плесневые грибы, вызывающие заболевания легких, например Aspergillus niger (черная плесень) и Aspergillus flavus (аспергилл желтый). Если брать во внимание наличие подобных микроорганизмов, гробницы потенциально могут быть смертельно опасны. Однако не все ученые торопятся с этим согласиться.

Так, профессор эпидемиологии Гавайского университета в Маноа Ф. ДеВольф Миллер считает, что археологу Говарду Картеру гораздо безопаснее было находиться внутри гробницы, чем снаружи, учитывая условия местной антисанитарии. «Трудно поверить, что в подземной гробнице на протяжении 3000 лет жил какой-то странный микроорганизм, который убил человека через шесть недель путем отправления крови», — считает Миллер. По словам ученого, он не знает ни одного археолога или туриста, пострадавшего в ходе исследования гробниц.

А вы верите в проклятие фараона? Расскажите о своем мнении в комментариях!