Мозги джазовых и классических пианистов работают по-разному

7ece331644be0cebb74b8f4b6a25683c_ce_734x

Ученые из Института когнитивных и нейронаук имени Макса Планка в Лейпциге продемонстрировали, что, возможно, этому феномену есть нейробиологическое объяснение. Они выяснили, что в мозгах классических и джазовых пианистов происходят разные процессы, даже когда сами музыканты исполняют одни и те же произведения.

  • Наука

    17 самых забавных фотографий животных 2017 года

  • Наука

    Как устроено человеческое сознание

Принципиальным различием между этими двумя группами музыкантов является то, как они планируют движения, играя на пианино. Вне зависимости от стиля музыканты должны знать, что они будут играть и как. И именно разница в оценке этих двух стадий влияет на жанр музыки.

Классические пианисты уделяют внимание второй стадии — «Как». Для них задача состоит в совершенном исполнении, технике и личной экспрессии, видении материала. Следовательно, выбор последовательности пальцев, нажатия и давления для них крайне важен. Для джазовых пианистов главным вопросом является «Что?». Они всегда готовы импровизировать и адаптировать свое исполнение для создания неожиданных гармоний.

«И действительно, у джазовых пианистов мы нашли свидетельства этой гибкости в планировании гармоний во время игры, — говорит Роберта Бланко, одна из авторов исследования. — Когда мы просили их сыграть гармонически неожиданный аккорд в стандартной последовательности аккордов, их мозг начинал планировать действия гораздо быстрее, чем мозг классических пианистов. Соответственно, они быстрее реагировали и продолжали исполнение». Классические же пианисты исполняли произведения гораздо лучше своих коллег, когда дело касалось необычной аппликатуры. В этих случаях мозг показывал более четкое понимание расстановки пальцев, и соответственно музыканты делали гораздо меньше ошибок при имитации аккордов.

Ученые исследовали эти связи на примере 30 профессиональных пианистов, половина из которых специализировались в исполнении джаза по меньшей мере два года, другая же половина получила классическое музыкальное образование. Все пианисты видели на экране руку, которая играла последовательность аккордов с ошибками как в гармонии, так и в аппликатуре. Пианисты должны были повторять за рукой, в том числе все ошибки, тогда как активность их мозга регистрировалась с помощью сенсоров ЭЭГ, закрепленных на голове. Чтобы ничто не отвлекало участников эксперимента, весь эксперимент разворачивался в тишине, то есть на приглушенном пианино.

©  Популярная Механика