Мозг нужен не для мышления: 5 неожиданных фактов от профессора Гарварда
Доктор наук и страстная любительница нейробиологии Лиза Фельдман Барретт написала книгу «Семь с половиной уроков о мозге», в которой развенчивает мифы, укоренившиеся в нашем сознании. Выбрали несколько фактов из новинки.
1. Мозг предназначен не для мышления
Благодаря чему мозг человека эволюционировал? Распространенное мнение звучит так: благодаря тому, что совершенствовалась наша способность мыслить. Как ни странно, оно ошибочно.
Чтобы найти ответ, вернемся на 500 миллионов лет назад. Наша планета вступила в период, который ученые называют кембрийским. В ту пору на эволюционной сцене появилось кое-что новое и крайне значимое — охота. Каким-то образом одно из тогдашних живых существ вдруг сумело почуять присутствие другого и съесть его. Конечно, животные и раньше пожирали друг друга, однако теперь этот процесс стал целенаправленным.
Чтобы выжить, нужно было «просчитать», кого можно съесть, а от кого — убежать или спрятаться. А для этого — эффективно расходовать ресурсы организма.
Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!
Поэтому основная задача «командного центра» не в рациональном мышлении, формировании эмоций, использовании воображения, креативности или эмпатии. Главная функция мозга — управлять организмом, осуществляя аллостаз и своевременно прогнозируя, в каких ситуациях и сколько придется израсходовать энергии, чтобы совершить действительно необходимые действия и, таким образом, выжить.
2. У вас только один мозг, а не три
Врач середины XX века Пол Маклин рассматривал под микроскопом ткани мозга мертвых ящериц и млекопитающих, в том числе человека, и искал между ними сходства и различия. Он утверждал, что в человеческом мозге есть части, которых нет у других животных. Ученый назвал их неокортексом. Кроме того, Маклин обнаружил, что в мозгу млекопитающих есть функциональные блоки, которые отсутствуют у рептилий, — он назвал их лимбической системой.
Так сформировалась концепция триединого мозга. Считалось, что в нем постепенно сформировались три слоя, чтобы над животными порывами и эмоциями начал доминировать ум.
Предположение Маклина о трехслойном мозге не осталось незамеченным и приобрело сторонников в научных кругах. Но позже ученые выяснили: гипотеза о трехслойном мозге — выдумка.
Согласно результатам современных исследований в области молекулярной генетики, у рептилий и всех млекопитающих есть нейроны, схожие с нейронами человека, — даже такие, как присутствуют в нашем «неокортексе». Мозг человека сформировался не из мозга рептилий, образовав дополнительные участки, отвечающие за эмоции и рациональное мышление. Произошло нечто более интересное. Мозг всех млекопитающих развивался по единому «производственному плану». Велика вероятность, что это верно и для мозга рептилий и других позвоночных животных. Вот только «производственный план» разворачивается поэтапно и у разных видов каждый из этапов проходит по-разному — у одних быстрее, у других медленнее. Что касается биологических «строительных материалов», то они у всех одинаковые.
3. Мозг — это сеть
Аристотель считал, что мозг создан для охлаждения сердца. Философы Средних веков думали, что там находится душа. А для специалистов по френологии, популярной в XIX веке, мозг был мозаикой, каждая часть которой отвечала за ту или иную черту человека. В наши дни полным-полно метафор, которыми пытаются объяснить работу мозга. Вы наверняка слышали, что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое — за творческое. А еще что в мозгу якобы есть «система 1», обеспечивающая быструю, инстинктивную реакцию, и «система 2», предназначенная для более медленных процессов, сопровождаемых долгой мыслительной деятельностью.
Но самый точный ответ такой: мозг — это сеть, состоящая из 128 миллиардов нейронов, функционирующих как одна большая структура, приспосабливающаяся к изменениям.
Что же позволяет мозгу действовать как единая система? Если говорить обобщенно, то каждая нервная клетка выглядит как маленькое дерево с густыми ветвями наверху и длинным стволом и корнями внизу. Ветви — это дендриты, их задача — получать сигналы от других нервных клеток. «Ствол» — это аксон, он посылает импульсы от одного нейрона к другим посредством «корней». Ваши 128 миллиардов нейронов непрерывно, днем и ночью, взаимодействуют друг с другом. Когда нейрон начинает передавать сигнал, тот по «стволу» попадает в «корни», заставляя их выделять в пространство между нервными клетками — синапс — определенные вещества.
Затем эти вещества перемещаются через синапс к «ветвям» другого нейрона, побуждая его передавать полученный импульс дальше. Таким образом информация передается от одной нервной клетки другой. Дендриты, аксоны и синапсы объединяют наши 128 миллиардов нейронов в единую сеть, работающую постоянно.
4. Мозг ребенка нуждается в социальной среде
Нейронные связи в мозгу младенца формируются под влиянием тех, кто ухаживает за ним. Беря на руки и баюкая новорожденного, мы показываем ему свое лицо на близком расстоянии, и его мозг учится запоминать и распознавать черты разных людей. Показывая малышу коробки и конструкции, мы развиваем у него способность визуально различать края предметов. Есть и другие действия, которыми мы помогаем маленькому человеку постепенно адаптироваться к социальным нормам. Например, мы обнимаем его, разговариваем, когда происходит что-то важное, смотрим ему в глаза. Благодаря всему этому младенец поэтапно осваивает основы культуры, в которой растет, и его мозг постепенно формируется.
Маленький растущий мозг, чтобы нормально развиваться, нуждается в социальной среде. Если ее не будет, то развитие может пойти по неправильному пути.
Увы, всем нам хорошо известно, какими становятся дети, если в ранние годы жизни их мозг не подвергается воздействию социальных факторов. К несчастью, именно это однажды произошло в масштабе целой страны, что привело к печальным последствиям.
В 1960-е годы власть в Румынии объявила незаконными бóльшую часть всех способов контрацепции и аборты. Президент Николае Чаушеску стремился увеличить численность населения, чтобы за счет этого сделать страну более экономически развитой и занять лидирующие позиции среди остальных государств. Новый закон привел к всплеску рождаемости, но во многих семьях не хватало средств, чтобы обеспечивать появившихся на свет детей.
В результате сотни тысяч малышей были отправлены в детские дома, где столкнулись с ужасающе пренебрежительным отношением. Сестры и другие сотрудники только кормили детей, перепеленывали и клали обратно в кроватки. Всё. Никто не обнимал их, не играл с ними, не разговаривал, не пел им колыбельные и не учил правильно фокусировать внимание. Их игнорировали. В результате такого отношения у сирот с годами начали проявляться признаки умственной отсталости, им было трудно учиться говорить, они не могли сосредоточиться, постоянно отвлекались и с трудом контролировали свое поведение. В мозгу этих детей так и не сформировалась «проводка», необходимая для того, чтобы фокусировать восприятие, как свет прожектора.
5. Мозг предсказывает (почти) всё
Вспомните, когда вы в последний раз испытывали жажду и выпивали стакан воды. В течение нескольких секунд после того, как вы проглотили весь объем воды, жажда, скорее всего, ослабела. Вроде бы ничего удивительного, если бы не тот факт, что выпитая вами вода достигнет кровотока примерно через двадцать минут. Утолить жажду всего за несколько секунд попросту невозможно. Тогда почему же именно это вы и чувствуете? Потому что срабатывает прогнозирование.
Определенные нейроны мозга пытаются предугадать, что случится в ближайшем будущем, опираясь на память и происходящее сейчас.
Нейроны «объявляют» о выбранной версии будущих событий нервным клеткам, расположенным в других областях мозга. В этот «диалог» вклиниваются сенсорные данные, поступающие из окружающей среды и формирующиеся внутри тела, подтверждая (или нет) версию развития событий. Иногда информация, образовавшаяся внутри, начинает доминировать над тем, что происходит в реальности. Например, вы вдруг замечаете в толпе лицо кого-то из своих друзей, но потом понимаете, что на самом деле это незнакомый вам человек. Или чувствуете, как в кармане вибрирует телефон, хотя в действительности никакой вибрации нет.
По материалам книги «Семь с половиной уроков о мозге»