Московское метро: как строился подземный город
В начале 30-х годов в Москве жили 4 млн человек, трамвайная сеть не справлялась со всевозрастающими пассажирскими перевозками. В те годы бесконечные трамвайные пробки стали привычным явлением.
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б), посвященный реконструкции и развитию городов страны, принял постановление, в которое вошло и решение »…начать строительство метро в Москве как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок». Организатором строительства Московского метрополитена назначили Лазаря Моисеевича Кагановича. Его именем и был назван открывшийся 15 мая 1935 года первый метрополитен Советского государства. Имя Ленина метро получило в 1955 году. Первая линия шла от «Сокольников» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую».
Легендарное кольцо
Первые схемы Московского метрополитена выглядели как отдельно направленные линии (их называли очередями), пересекающиеся в Центральном пересадочном узле. О строительстве кольцевой линии не было речи. Существует миф о том, как Иосиф Сталин, выслушав очередной доклад о развитии метро, неожиданно поставил кофейную чашку на проект. Кофе со дна чашки оставило на схеме круглое пятно, как раз на уровне центра города — так появилась кольцевая линия, и вот якобы почему она обозначается на схемах коричневым цветом.
Как бы там ни было, решение о строительстве кольцевой линии и правда было принято лишь в 1943 году. На схеме 1933 года и на перспективной схеме 1938-го она не была предусмотрена. Московский «круг» — особенность столичной подземки. В метро других городов страны подобного нет.
1 января 1950 года был пущен участок «Парк культуры» — «Курская» (сразу шесть станций). 30 января 1952 года поезда пошли от «Курской» до «Белорусской» (еще четыре станции). А 14 марта 1954 года кольцо замкнулось благодаря открывшимся станциям «Краснопресненская» и «Киевская».
«Курская»
Станция одноименна с Курским вокзалом (названия станций должны свободно ориентировать пассажиров по городу, имея привязку к наземным объектам), с которого можно уехать, в частности, в город Курск. На станции можно увидеть медальон «Курская Большого кольца» — когда появился проект нынешней кольцевой линии (практически на всем протяжении она совпадает с трассой Садового кольца), планировалось строительство и малой кольцевой линии — она бы прошла в рамках Бульварного кольца. Но задумка не была реализована.
Кстати, если внимательно рассмотреть облицованные красным мраморовидным известняком стены перехода между кольцевой и радиальной линиями, можно увидеть окаменевших обитателей древних морей: кораллы, брюхоногие моллюски, раковины аммонитов и даже морские лилии. На других станциях также можно обнаружить массу интересных палеонтологических находок.
«Киевская»
Рядом со станцией находится Киевский вокзал, с которого можно добраться до столицы Украины. В оформлении трех станций (кольцевой и двух радиальных) раскрыта тема дружбы российского и украинского народов. Строили ее киевские архитекторы, выигравшие конкурс, объявленный Хрущевым (в нем участвовали 73 проекта).
«Киевскую»-кольцевую можно увидеть в фильме «Папа». Этот момент относят к разряду киноляпов: по сюжету действие происходит в 1939 году, когда существовала только довоенная «Киевская» Филевской линии.
Кстати, на одной из мозаик («Борьба за советскую власть на Украине») в нижнем левом углу — партизан с полевым телефоном. Пассажиры с богатым воображением уверяют, что у него в руке мобильный, а перед ним — ноутбук. Гостям столицы эта шутка нравится, на фоне панно часто фотографируются.
«Рижская»
И снова название дано из-за Рижского вокзала (в прошлом — Виндавский, Балтийский и Ржевский). Сооружена станция по проекту латышских архитекторов. Цветовое решение зала — лимонно-бордовое — призвано напомнить об оттенках янтаря. На коричневых керамических поверхностях — тонкие, еле заметные рельефы исторических и архитектурных объектов Риги. С этими изразцами под янтарь связана интересная история.
Изразцы были заказаны у мастера-гончара из Латвии. Задание он выполнил в срок, но несколько плиток в дороге разбились. Сделали дополнительный заказ. Мастер отказался — обиделся на небрежное отношение к его труду, а главное, не гарантировал при повторе попадание в цвет. Что делать? Скоро открытие станции, а изразцов нет. И тогда (выяснив, что у пожилого умельца не было ни детей, ни учеников) к нему «внедрили» Александра Блюдзе. Подмастерье осваивал мастерство обжига и гончарного дела, но тайны «янтарного» кафеля ему учитель так и не раскрыл. И тогда «ученик» во всем признался. Гончар его простил и сделал недостающие плитки.
«Пражская»
Открытие состоялось в ноябре 1985 года. Станция стала своеобразным «окном в Прагу» — внешне она напоминает пражские станции метро. В вестибюле размещены скульптуры, символизирующие образ Праги, старого и нового города, в переходе — скульптура, олицетворяющая реку Влтаву. Одновременно со строительством «Пражской» в Москве в Праге возводилась станция Moskevská («Московская»). На сооружаемых станциях в двух столицах трудились интернациональные бригады. В 1990 году Moskevská переименовали в Andêl. Тогда же станция утратила и часть архитектурного облика.
Кстати, до открытия станции «Улица академика Янгеля» (2000 год) «Пражская» была конечной, поэтому имеет оборотные тупики. В часы пик на них производятся зонные обороты поездов.
«Римская»
Станция открыта в 1995-м, в ее оформлении обыгрывается тема Рима. К слову, в центральном зале нет ни одного указателя, дабы не портить перспективу. Зато есть фонтан (единственный в московском метро), скульптурная группа младенцев «Ромул и Рем», барельефы «Уста правды» и «Мадонна с младенцем». В проектировании принимали участие итальянцы.
«Серпуховская»
Название станции — от Большой Серпуховской улицы — это была часть дороги на Серпухов. Аскетичное художественное оформление посвящено древним городам Подмосковья. Говорят, белокаменный Серпуховский кремль — памятник русского зодчества XVI-XVII веков — зимой 1934-го был разобран на материал для строительства Московского метро. Камнем хотели отделать первые станции Сокольнической линии. По одной версии, он был использован, по другой — нет.