Модель «MVNO на сетях LTE»: перспективы развития в России и мире
Компания J«son & Partners Consulting опубликовала результаты исследования «MVNO на сетях LTE», основными целями которого были анализ мирового и российского рынков виртуальных операторов, предоставляющих услуги на сетях LTE, и оценка влияния развития этой модели на рынок 4G в целом. Исследование охватило мировой рынок, представленный странами США, Япония, Южная Корея, Австралия, Польша и Россия.
MVNO (Mobile Virtual Network Operator) — это оператор подвижной радиотелефонной связи, оказывающий услуги связи, используя инфраструктуру других операторов. Как рассказали CNews в J&P, сейчас в мире запущено несколько десятков проектов MVNO на сетях LTE. По количеству проектов лидируют Австралия, Япония и США. Как правило, в странах-лидерах LTE действуют по несколько MVNO, предлагающих большое разнообразие тарифных планов (postpaid и prepaid), рассчитанных на различные группы потребителей, а также смартфоны, Wi-Fi-роутеры и другое абонентское оборудование.
В качестве первых MVNO на сетях LTE часто выступают сами операторы мобильной связи, не получившие спектр на частотном диапазоне, либо по другим причинам, что не позволяет им использовать спектр для LTE. При этом в развитии MVNO на собственных сетях LTE заинтересованы операторы с относительно небольшой абонентской базой.
По данным компании, сегодня в мире наблюдается смещение бизнес-модели виртуального оператора-дискаунтера к более сложным бизнес-моделям, включающим гибкую тарификацию онлайн (например, Zact, США), одновременное использование сетей 4G различных стандартов — WiMAX и LTE (Asahinet, Япония). При этом продолжает активно развиваться модель MVNE, позволяющая небольшим компаниям быстро и с небольшими затратами развернуть MVNO-проект. К перспективным бизнес-моделям в J&P относят заключение контрактов одного MVNO сразу с несколькими MNO.
Основные MVNO на сетях 4G LTE в мире
В России, по мнению J«son & Partners Consulting, модель MVNO пока не получила широкого распространения. У базовых операторов пока нет правовых стимулов к предоставлению ресурсов виртуальным мобильным операторам. Российские компании, оказывающие услуги по модели MVNO, нуждаются в дальнейшем укреплении нормативной базы, в частности, в облегчении условий подключения к действующим сетям мобильной связи, считают аналитики.
Так, среди ключевых сдерживающих факторов развития LTE в России в J«son & Partners Consulting отметили: ограниченный ряд мобильных устройств (смартфоны, планшетные ПК) с поддержкой LTE, высокие цены; ограниченная конкуренция и, как следствие, высокие тарифы на LTE; невозможность использования в сетях LTE доступных к продаже смартфонов с поддержкой LTE в «российских» частотных диапазонах; проблемы, связанные с частотным спектром для LTE (в условиях дефицита частот — отсутствие механизма технического нейтралитета, необходимость проведения конверсии, распределение частот на конкурсах, а не аукционах и пр.).
«Последнее препятствие является общим для многих стран, — подчеркнули в компании, — однако в большинстве из них с тем или иным успехом работают механизмы, позволяющие сгладить эту проблему — технологическая нейтральность, распределение готовых к использованию частот на аукционах вместо проведения дорогостоящей конверсии и пр.».
Первая коммерческая сеть LTE была запущена в России компанией Yota Networks, инфраструктурным подразделением «Скартел» (торговая марка Yota) в Новосибирске в начале 2012 г. В феврале 2012 г. «МегаФон» заключил соглашение со «Скартел» о совместном использовании инфраструктуры для развития сетей LTE. Фактически мобильный оператор выступает в качестве виртуального оператора (MVNO) на сети Yota Networks, которая, в свою очередь, использует существующую инфраструктуру «МегаФона» (площадки для базовых станций, волоконно-оптические линии связи и пр.). По собственным данным, к концу 2012 г. «Йота» и «МегаФон», предоставляющие услуги 4G на сети Yota Networks, обслуживали около 700 тыс. и 150 тыс. абонентов соответственно.
Первым «псевдо-виртуальным» оператором в России в J&P назвали компанию «Корбина Телеком», когда она предоставляла услуги сотовой связи в стандарте DAMPS на сети компании «ВымпелКом», в 2007 г. абоненты были переведены на стандарт GSM. Первая компания, которая назвала себя виртуальным оператором — это «Евросеть». В 2005 г. «Евросеть» и «Народный Телефон» сделали опытные зоны MVNO в нескольких регионах России. В 2012 г. абонентская база российских MVNO выросла примерно на 20% и составила около 1,4 млн абонентов. Виртуальным операторам было выдано более 9 млн номеров и зарезервировано 40 млн номеров.
«Условия, которые предлагает «Скартел» в рамках MVNO-соглашений, не устраивают никого из операторов. Операторы вынуждены рассчитывать на строительство своих сетей LTE, но этот процесс займет больше времени», — указали в компании. Неспособность операторов договориться со «Скартел» о работе в качестве виртуальных операторов, по мнению J«son & Partners Consulting, задерживает развитие рынка LTE в условиях ограниченной конкуренции.
В целом, как резюмировали в J«son & Partners Consulting, на данный момент попытки российского регулятора «раскачать» рынок MVNO в России в связи с появлением коммерческих сетей LTE пока не привели к ощутимым результатам. Крупные игроки рынка — владельцы частот на LTE — не заинтересованы в развитии рынка MVNO, однако при благоприятных условиях готовы сами стать виртуальными операторами в тех регионах, в которых у них нет LTE-покрытия. Тем временем, средние и малые операторы и компании не из телекоммуникационного сектора готовы становиться виртуальными операторами, в том числе MVNO на LTE, однако крупные операторы, как правило, «не пускают» их в свои сети под различными предлогами (недостаточная емкость и загруженность сетей, отсутствие интересных бизнес-планов и пр.). На практике это проявляется, например, в установлении заградительных тарифов для потенциальных MVNO, отметили в компании.
По прогнозам J&P, модель MNVO на сетях LTE будет активно развиваться во всем мире в ближайшие годы, и количество виртуальных операторов на сетях 4G продолжит расти.
© CNews