Мода на здоровье
Основатель системы персонального здравоохранения OnDoc Александр Константинов о драйверах и барьерах развития телемедицины в Росcии.
Зачем медицина думает про технологии
Смартфоны с огромной скоростью «влетели» в нашу жизнь — ни одно изобретение не добилось такого уровня проникновения среди населения за столь короткий срок: с момента появления первого устройства прошло 15 лет. Медицинское сообщество поняло, что смартфон можно использовать не только для развлечений, но и как инструмент для обработки физических показателей организма, составления графиков, контроля приема лекарства и мгновенной связи с врачом.
В мире формируется тренд на здоровье, который поддерживают производители персонального медицинского оборудования и ИТ-компании. Речь о переходе к модели здравоохранения, которая сможет учитывать большое количество данных о каждом конкретном пациенте и применять их для качественного лечения.
Например, в крупных городах США и Европы успешно работает система Soarian. Её компонент, Soarian Clinicals, дистанционно снимает показания стимуляторов сердца. Система одновременно мониторит состояние и самих пациентов, и их электрокардиостимуляций (ЭКС), избавляя пожилых и ограниченных в передвижении людей от необходимости приезжать на прием.
В 2016 году Bloomberg включил Россию в топ-15 самых инновационных экономик мира. Интерес к ИТ-проектам в стране продолжает расти. Переход к модели здравоохранения, в которой большую долю занимают ИТ-технологии, начался и у нас, его обеспечивает развитие цифровой медицины.
Что происходит на рынке
Комиссия правительства по законопроектной деятельности в мае 2017 года одобрила проект закона о телемедицине, разработанный Минздравом. Госдума 15 июня приняла его в первом чтении. Но документ еще не утверждён окончательно, впереди еще два чтения, принятие Советом Федерации и подпись президента. То есть законодательно рынок еще не закреплен. Но он уже формируется.
Количество конференций, круглых столов, конгрессов в сфере ИТ в медицине растет. С ноября 2016 года по июнь 2017 года я насчитал 22 мероприятия, посвященных телемедицине и цифровым технологиям в здравоохранении — то есть в среднем по три в месяц. Это очень много для отрасли, которая еще не урегулирована законом.
В последнее время стало хорошим тоном говорить об инвестициях в медицинские ИТ-проекты. Если раньше инвесторы не очень охотно проявляли к ним интерес, то сегодня стало понятно, — удачный проект в сфере медицины имеет высокий потенциал доходности и большую социальную составляющую.
Например, в мае 2017 года «Сбербанк» купил 79,6% акций сервиса по онлайн-записи к врачу DocDoc, а в июне «Яндекс» и фонд Baring Vostok повторно инвестировали в сервис по вызову врача на дом Doc+, который сейчас занимается удаленными консультациями в приложении «Яндекс.Здоровье». Скоро стоит ждать новостей и от других телемедицинских проектов.
Несмотря на то, что становой хребет проектов с телемедициной уже сформирован, количество новых компаний растет, многие из них часто копируют модели работы уже существующих. На это может быть две причины. Первая — у тех, кто составляет основу рынка, уже есть успешные модели монетизации.
Вторая кроется в том, что с конца 2014 года изменился характер регуляторных инициатив: если в 2013–2014 годах разрабатывались законопроекты, которые касались интернет-рынков в целом, то в 2015–2016 годах появился тренд на регулирование отдельных сегментов — то есть частностей, одна из которых — телемедицина.
Поверхностный анализ наиболее публично активных компаний с телемедицинскими технологиями на российском рынке показал, что у 86% проектов есть мобильные приложения.
Все сервисы можно разделить на несколько категорий:
- Онлайн-клиника. Сервис зарегистрирован как медицинское учреждение, врачи, которые консультируют на расстоянии, официально работают в этой организации.
- Платформа для врачей. Сервис объединяет врачей из разных клиник, которые оказывают удаленные консультации.
- Платформа для клиник. Сервис дает нескольким или одной клинике инструменты для телемедицины.
- Проекты узкой направленности. Например, оказание услуги второго мнения онколога (UNIM) или врача из другой страны (Medviser, Helfine).
У 71% сервисов есть виджет для записи на очный прием к врачу, хотя онлайн-запись для частных клиник — проблемная функция, так как для того, чтобы обеспечивать полноценную запись на прием без звонков операторов колл-центров, нужна интеграция с медицинской информационной системой (МИС) в клинике. МИС на рынке больше 60, а в крупном частном учреждении таких программ, как правило, сразу несколько.
Несмотря на то, что телемедицина нужна России из-за её больших расстояний и труднодоступности очных консультаций, большинство проектов ориентируется на Москву и Санкт-Петербург. Первый опыт использования телемедицины должны испытать жители больших городов — в них хорошая связь и население с более высокой цифровой грамотностью. Только после положительной практики больших городов телемедицина сможет «прижиться» и распространяться дальше.
Мы начали работать в этой сфере ещё до того, как телемедицина стала трендом в информатизации здравоохранения. Сейчас MMT — сервисная и одновременно ИТ-компания. То есть занимается и разработкой, и организацией сервиса.
Для нас это неразрывные понятия, в то время как многие ограничиваются одним направлением. Наша платформа объединяет врачей 35 медицинских специальностей, которые за всё время провели уже более 15 тысяч удаленных консультаций.
Мы исключаем традиционную клинику из цепочки «пациент–врач». Врачи будут трудоустроены в нашем сервисе, но мы не будем нести затраты обычной клиники, поэтому сможем предложить врачам более высокую оплату и одновременно снизить стоимость для пациентов.
Конкуренты работают через клиники, и их цены в пять-десять раз выше, чем у нас (стоимость повторного визита к терапевту в нашем сервисе составляет 100 рублей, у конкурентов — 500–800 рублей). Мы уже провели несколько сотен пробных консультаций через приложение.
Что может произойти через несколько лет
Во-первых, отрасль станет легализована. Есть очень много вопросов, которые точно потребуют обсуждения, — от электронной подписи пациента до аккредитации врачей и выписки лекарств по рецепту. Уже начинают развиваться направления технологического обучения врачей, формирования пациентской «привычки» к удаленным консультациям.
Во-вторых, после легализации тщательнее будут следить за использованием персональных данных. С 1 июля 2017 года медучреждения несут ответственность за нарушения законодательства о персональных данных по новым правилам — например, если согласие пациента на обработку персональных данных не найдут, то клинике может грозить административный штраф размером до 75 тысяч рублей.
В-третьих, частные медицинские учреждения начнут развивать направление «мобильных клиник». Например, в США есть центр Cleveland Clinic — один из немногих, у кого есть оборудованная передвижная клиника с телемедициной в нескольких штатах и даже в другой стране (Торонто, Канада).
Онлайн-клиники будут развивать телемедицинские киоски, которые позволяют человеку быть на очном приеме, — то есть не дома, а в специальном помещении, —, но с доктором общаться дистанционно.
Многие новые проекты сейчас начинают конкурировать с друг другом или с другими игроками рынка ИТ в медицине, например, с медицинскими информационными системами (МИС) в клиниках. Через год, возможно, появится огромное количество новых платформ.
Крупные компании поглотят более мелкие, кто-то не выдержит конкурентной борьбы и отсеется сам собой. Например, так происходит уже сейчас с сервисами по доставке еды — вспомним историю с покупкой Mail.Ru Group сервисов Delivery Club и ZakaZaka. Можно провести аналогию с телемедициной, хотя это совсем далекие друг от друга области, а медицина слишком специфична, чтобы в точности повторять развитие других отраслей.
Сейчас на рынке доставки еды присутствуют рестораны, в которых есть услуга доставки еды на дом (по нашей аналогии это клиники, у которых есть внутренняя услуга дистанционных консультаций), компании, сервисы, которые специализируются только на доставке еды (то есть онлайн-клиники без присутствия в офлайне), и агрегаторы, которые объединяют много сервисов и ресторанов (маркетплейсы, который объединяют клиники, страховые учреждения и другие телемедицинские сервисы).
О драйверах и барьерах
В мае 2017 года мы подвели результаты опроса руководителей клиник и врачей. За два года гораздо больше представителей медицинского сообщества узнали, что такое телемедицина. Так, в 2015 году этот термин был знаком 75% всех опрошенных руководителей клиник, в 2017 году — 92%.
Всё это свидетельствует о тренде: в клиниках задумываются о том, чтобы внедрять телемедицину в рабочие процессы и оказывать удаленные консультации. Врачи за последние годы стали лучше реагировать на ИТ-проекты для здравоохранения. Однако многие представители медицинского сообщества не доверяют технологиям. Это мешает и ИТ-проектам, и врачам, и пациентам начать серьезно относиться к телемедицинским консультациям.
Государству тоже интересна информатизация здравоохранения. Разработка инновационных методов лечения и создание персонализированной медицины — одни из главных задач в государственной программе развития здравоохранения до 2020 года.
С 2016 года начался второй этап реализации этого проекта, хотя сам процесс информатизации в бюджетной медицине по сравнению с аналогичным опытом в европейских странах идет медленно. В конце 2016 года президенту РФ представили дорожную карту по развитию технологий в медицине.
Помимо регулирования телемедицины, там сказано также и о регулировании государством носимых медицинских устройств и фитнес-браслетов. Предполагается, что единый реестр персональных медицинских устройств появится уже в этом году. Его разработает Минздрав вместе с Минпромторгом, Роскомнадзором и Министерством связи.
Кроме инициатив для ИТ в здравоохранении, в России есть еще два драйвера развития телемедицины. Первый — это то, что в последние годы страна ориентируется на создание и производство отечественных технологий. Другой — это прогнозы (BBC Research приводит цифру в $44 млрд мирового рынка телемедицины к 2019 году) и растущий интерес со стороны инвесторов.
© vc.ru