«Мобильные ОС перестали отвечать потребностям пользователей» — Разработчик WeChat о противостоянии ботов и приложений
Менеджер по продукту китайского мессенджера WeChat Дэн Гровер написал заметку о противостоянии ботов и приложений. Он полагает, что это противостояние — надуманное, и убеждён, что мобильные ОС перестали отвечать запросам пользователей.
Ажиотаж, возникший вокруг ботов, вызван сочетанием двух разных трендов, убеждён Дэн Гровер. Первый заключается в постоянном совершенствовании технологий искусственного интеллекта. Второй тренд — отсутствие на рынке США одного доминирующего мессенджера. В Кремниевой долине, пишет автор, пытаются перенять азиатский опыт.
«Это предполагает некоторую зацикленность на том, как приложения, в частности WeChat, интегрируют в себе всю возможную функциональность, не связанную, на первый взгляд, с обменом сообщениями. Считается, что пользователи будут более активно прибегать к сторонним сервисам, если они представлены в формате разговорного интерфейса, а не в виде отдельного нативного приложения».
Гровер полагает, что неожиданный успех мессенджеров в решении широкого круга задач обусловлен не столько триумфом разговорных интерфейсов, сколько неготовностью разработчиков мобильных ОС из Кремниевой долины удовлетворить все потребности пользователей, особенно в других частях света. Чтобы отследить эволюцию разговорных интерфейсов, автор предлагает вспомнить, как они выглядели в 2003 году.
«В интерфейсах многих телефонов SMS выглядели как электронная почта, зачастую с папкой входящих, исходящих и черновиков. Так нелепо! Потом обмен сообщениями начал приобретать знакомый вид бабблов».
С массовым распространением смартфонов в Европе и Азии стали развиваться приложения для обмена сообщениями посредством мобильного интернета, использование которых было дешевле, чем SMS. В этих приложениях, пишет Гровер, появлялись всё новые разновидности бабблов, каждая из которых была предназначена для разных типов контента: текст, голос, видео, платежи, файлы, ссылки, геометки и так далее.
Автор ссылается на опыт WeChat: в компании, по его словам, вовремя поняли, что мессенджер должен поддерживать различные типы аккаунтов. Бренды и знаменитости регистрировали персональные аккаунты, создавали гигантские групповые чаты и приглашали туда поклонников. Так у WeChat появились официальные аккаунты. В пример он приводит один из первых таких аккаунтов — авиакомпании China Southern Airlines.
Гровер считает, что ввод цифры, соответствующей одному из возможных запросов, намного удобнее, чем использование ключевых слов или составления целых предложений. Он противопоставляет этой практике подход Microsoft: «Вот так, как им кажется, мы будем заказывать пиццу в будущем. 73 нажатия на экран, чтобы объяснить боту, чего я хочу! И это при том, что он меня уже знает».
Через официальный аккаунт Pizza Hut в WeChat сделать заказ можно 16 нажатиями на экран.
Автор предлагает рассматривать происходившее в Китае в последние несколько лет как «великий эксперимент с разговорными интерфейсами». «Здесь существует платформа для обмена сообщениями с таким глубоким проникновением, за которое Facebook, Kik, и Telegram убили бы», — пишет разработчик.
Гровер полагает, что центр входящих сообщений — это «новый домашний экран». Он признаёт, что предвзят в этом вопросе, но пишет, что WeChat находится ближе к реализации этой концепции, чем все аналогичные сервисы. «Если развить эту идею, нажимая на экран во входящих сообщениях я смогу увидеть переписку, послушать песню или посмотреть видео, прочитать новости, ознакомиться с картой, завести таймер. То есть, смогу сделать всё что угодно».
«Термин «приложение» — довольно старый, но вошёл в обиход только с распространением смартфонов. Это не совпадение. Концепция приложений для мобильных ОС, появившаяся около 2007 года, представляет радикальное улучшение по сравнению с тем, что было доступно на настольных компьютерах. Наконец-то программное обеспечение стало легко устанавливать и ещё проще удалять; появилась гарантия, что оно не испортит всю систему. Тогда приложения для смартфонов рассматривались как младшие братья программ для компьютеров. Apple выпустила «карманные» версии Pages, GarageBand и iMovie. В первые несколько лет для настройки iPhone его нужно было подключать к десктопу и синхронизировать с чудовищем, известным как iTunes», — рассуждает Гровер.
Он пишет, что WeChat служит не только для разговоров, но для чтения новостей и блогов, для оплаты товаров и услуг, и даже для подсчёта пройденных шагов. «WeChat может сканировать QR-коды, хотя это должна уметь операционная система. Сервис может распознавать песни, книжки и другие объекты по фотографиям. Чем-то это напоминает начало 1990-х, когда можно было запустить Windows или другую оболочку из-под DOS, а потом переключиться обратно. Переход из WeChat на домашний экран или в другие приложения начинает восприниматься так же».
По мнению Гровера, операционные системы перестали отвечать потребностям пользователей. Свои претензии он сформулировал по нескольким пунктам.
Уведомления
«Когда я переключаюсь на домашний экран, там повсюду красные кружки. Первым делом я обращаю внимание на те, значение которых могу интерпретировать. Сначала WeChat, потом почта. У меня в почте 8108 непрочитанных писем, но я точно замечу, если их станет 8109. На папке Social четыре уведомления: одно от Facebook и ещё три от других приложений. Facebook я проверю, а про остальные приложения я даже не знаю точно, что нужно сделать, когда их откроешь. Подозреваю, что одно из них уведомлений — от Foursquare, ещё одно — от Instagram. В целом я знаю, что когда на папке Social отображаются три уведомления, проверять там нечего. Если четыре или пять, то можно посмотреть».
QR-коды
«Когда я уезжал из Штатов, никто не воспринимал QR-коды всерьёз. Их размещение на вещах было лёгким способом выставить себя лохом — почти как использование большого количества хэштэгов или Bluetooth-гарнитуры. В Китае дела обстояли так же, пока WeChat не пошла ва-банк. Теперь QR-коды есть у людей, групповых чатов, брендов, платежей, логинов и так далее. Они интегрированы и во многие другие приложения. Когда все приняли их и разобрались, как с ними обращаться, QR-коды стали замечательным способом связи между офлайном и онлайном, который экономит кучу времени. Но у них есть и недостатки. Во-первых, они выглядят как рвота робота. Другой недостаток заключается в том, что при сканировании кода неверным приложением, пользователь попадает на сайт, где написано, какое приложение он должен скачать. И всё равно я хочу, чтобы операционная система моего телефона умела сканировать любые коды, но, видимо, такая возможность уже упущена».
Приложения слишком велики
«Приложения сейчас занимают чертовски много места. Приложение Twitter, которое отображает сообщения длиной в 140 знаков, весит 72 Мб. Большие приложения менее охотно скачивают и более охотно удаляют. Apple пыталась решить эту проблему путём сжатия приложений и применением технологии on-demand, но пока результатов не видно».
Контакты
«Приложение с контактами в телефоне должно быть центральным хранилищем, в котором каждому контакту можно присвоить телефонный номер, адрес и любой другой идентификатор. Приложение с контактами в iOS происходит от Address Book для OS X. По идее у меня должна быть возможность обращаться к этому приложению, чтобы извлечь или сохранить информацию о человеке в тот момент, когда мне это нужно, вместо того, чтобы поддерживать одни и те же контакты в разных базах данных. На практике это работает не так».
Авторизация
«Когда я впервые открываю приложение, оно либо заставляет меня регистрироваться через почту, Facebook или какой-то другой сервис, либо при помощи SMS с одноразовым паролем. Это очень криво. Я должен уже быть залогинен, когда открываю приложение в первый раз. В функциональности операционных систем должен существовать некий гибкий формат авторизации».
Офлайн-хранение
«В Китае люди экономят трафик при использовании мобильного интернета, поэтому приложения дают широкие возможности для хранения данных в офлайне. Это умеют все приложения для просмотра кино и прослушивания музыки. Некоторые из них предоставляют детальные интерфейсы для управления хранением данных. Мне нравится такой уровень контролируемости, и я хочу, чтобы им располагали все приложения. Я стараюсь не думать о свободном месте, но если дело доходит до удаления ненужных данных, я бы предпочёл иметь один централизованный интерфейс вместо того, чтобы открывать каждое приложение по отдельности».
Платежи
«В Китае любой сайт, принимающий платежи, использует Alipay или WeChat Wallet. В США я вынужден заново вводить данные банковской карты в каждом новом приложении. Существуют Apple Pay и Android Pay, но их принимают в ограниченном количестве мест. Когда уже тратить свои кровные в Штатах будет так же просто?»
Подытоживая свои размышления, Гровер пишет: «Я хочу, чтобы первой вкладкой моего домашнего экрана был центр входящих сообщений. Я хочу, чтобы в нём отображались входящие из всех мессенджеров, электронная почта, новости и уведомления. Мне нужна возможность его точной настройки».
В избр.
Ком.
© vc.ru