Мобильное здоровье: что такое медицинские приложения и кто ими пользуется
mHealth (или Mobile Health, мобильное здравоохранение) — огромный рынок, который по прогнозам достигнет $310 млрд к 2027 году. Технологии в этой сфере упрощают доступ к информации о здоровье. Сюда относятся самые разные гаджеты и приложения: от банальных фитнес-трекеров, которые считают количество пройденных шагов, до более сложных устройств — например, мониторящих уровень сахара в крови у людей с диабетом.
Основная идея Mobile Health в том, чтобы медицинская помощь стала доступна всем, у кого есть смартфон. Пока до реализации этой концепции далеко, и не все приложения помогают одинаково хорошо. Но уже сейчас многие сервисы реально упрощают жизнь врачам и их пациентам. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.
Для людей с диабетом
План лечения диабета любого типа предполагает контроль уровня сахара в крови. Люди с диабетом вынуждены постоянно следить за своим здоровьем, и многим из них требуется регулярное введение инсулина. Технологии сегодня позволяют упростить взаимодействие с болезнью. Например, уровень глюкозы в крови изменяют глюкометры, а мобильные приложения передают эту информацию на смартфон.
Так, мы помогли компании Lifescan, производителю глюкометров и тест-полосок OneTouch, разработать приложение, помогающее людям с диабетом. Соединение с глюкометром происходит через Bluetooth, данные об уровне сахара автоматически передаются в приложение. Благодаря этому у человека есть возможность постоянно следить за своим здоровьем, получать аналитику об уровне глюкозы, углеводов и физической активности в виде удобных и простых отчетов, которыми легко поделиться с лечащим врачом или родственниками.
Для коммуникации врачей
Для постановки правильного диагноза врачам нередко приходится консультироваться с коллегами, поэтому разработчики стремятся упростить эту задачу. Например, создаются специальные мессенджеры, предназначенные для общения медиков. Один из них, MedX, официально одобрено австралийским государственным агентством.
Мы в Distillery участвовали в разработке этого сервиса. MedX — закрытая сеть, пользоваться которой могут только официально верифицированные медицинские работники. Сообщения там надежно шифруются: это нужно, чтобы при обсуждении диагнозов сохранялась конфиденциальность личных данных пациентов. Сервис позволяет быстро находить медиков по нужной специальности в подходящих городах, причем сортировать тех, кто готов быстро ответить.
Такие приложения помогают врачам консультироваться друг с другом по сложным вопросам и эффективнее помогать пациентам.
Для предварительной диагностики
Многие заболевания, даже очень опасные, можно излечить, если диагностировать их на ранних стадиях. Характерный пример — рак кожи. Меланома считается агрессивным заболеванием, поэтому его особенно важно обнаружить ещё до появления метастаз. Это можно сделать, если регулярно проводить осмотр родинок.
Сейчас проводить такую предварительную диагностику могут не только врачи, но и технологии. Например, команда российского приложения ПроРодинки (резидент «Сколково») обучила нейросеть анализировать изображения родинок и выявлять потенциально опасные. Пользователи могут загрузить фото родинок (нескольких, в хорошем качестве) и получить предварительное заключение: можно не беспокоиться, следует понаблюдать или стоит обратиться к врачу.
Важно, что ни ПроРодинки, ни другие подобные сервисы не устанавливают диагноз, а только дают предварительные данные. Зато сделать несколько фото и загрузить их в приложение гораздо быстрее и дешевле, чем идти на прием к врачу —, а это значит, что больше людей проверит свое здоровье.
Для телемедицины
Концепция телемедицины предполагает, что многие медицинские услуги можно предоставлять удаленно, поэтому сейчас появляются приложения для онлайн-консультаций с медиками. Конечно, иногда врачу важно проводить осмотр очно, а не просто полагаться на слова пациента, но во многих случаях разговора хватает для постановки диагноза и подготовки плана лечения. Это помогает экономить время и дает людям из небольших или удаленных городов доступ к нужному специалисту. К тому же такая удаленная помощь полезна в ситуациях, когда у человека нет возможности добраться до больницы: например, он находится за границей.
Собственные приложения сейчас есть у многих медицинских центров. К примеру, сервис SmartMed создан сетью клиник МЕДСИ, и кроме видео-консультаций с врачами там есть онлайн-доступ к личным документам, истории болезней и результатам анализов. Онлайн-консультации с медиками предлагает и Яндекс.Здоровье: он позволяет связаться с профильным специалистом в любое время суток (при желании даже анонимно).
При разработке таких сервисов важна безопасность — чтобы пользовательские данные (особенно история болезней) не попали к мошенникам.
Для женского здоровья
Некоторые приложения сфокусированы отдельно на женском здоровье. Среди них, к примеру, сервис от минских предпринимателей Flo, установленный уже 180 млн раз по всему миру.
Основная задача подобных приложений — помочь женщине следить за менструальным циклом. Самые простые сервисы просто позволяют отмечать даты и банально заменяют бумажный календарик, но функционал может быть и более широким. Тот же Flo с помощью искусственного интеллекта предсказывает начало менструации и овуляцию даже в случае, если у женщины сбит цикл. Приложения напоминают принимать препараты, если требуются, мониторят симптомы, связанные с женским здоровьем, и помогают найти справочную информацию по нужной теме.