Мнение: Ася Казанцева о реальных примерах в школьных и университетских задачах
Журналист и популяризатор науки Ася Казанцева считает, что среднее и высшее образование было бы более эффективным при использовании реальных и понятных примеров в задачах. Об этом она рассказала в блоге на N+1.
Ася Казанцева. Фото Любы Козорезовой, Wonderzine По мнению Казанцевой, привычное образование, в котором теория подаётся отдельно от практики, неэффективно и не вызывает у учеников желания изучать предмет. Однако эти проблемы можно было бы частично решить при помощи задач, которые заставляют студентов задуматься о проблемах из своей жизни.
В качестве примера Казанцева приводит ситуацию из школьной программы: преподавание основ химии начинается с понятия моля — базовой единице исчисления, означающей количество вещества, содержащее в себе 6,02×10²³ частиц. По словам журналистки, причина именно такого количества частиц, взятого за основу, в учебниках не объясняется там же, где вводится это понятие. Из-за этого школьники принимают моль как данность, так же как и многие другие факты из школьной программы.
Однако понятие моля можно было бы эффективно популяризовать на примере гомеопатии, считает Казанцева. Зная количество частиц в одном моле, ребёнок мог бы самостоятельно посчитать, что после двенадцатого разведения исходного действующего вещества в пропорции один к ста в препарате не останется никаких частиц лекарства. «Это дало бы им возможность почувствовать себя умнее родственников — мегаважное чувство для подростка, лучшая возможная мотивация к учебе. И это бы, наконец, существенно пошатнуло бы позиции гомеопатии в нашей стране», — отмечает популяризатор.
Тем не менее в российской системе образования не принято объяснять науку на доступных примерах, жалуется Казанцева.
Само слово «упрощение» применительно к преподаванию всегда вызывает большую священную войну. Присутствует, по-видимому, элемент дедовщины: мы учились, нам было сложно и скучно, но мы выросли людьми (возможно, как раз поэтому?), пусть и дальше всем будет сложно и скучно.
Вариант: мы очень умные, поэтому нам сложно и скучно не было. Но тут ведь как. Если взять умного человека, способного освоить непонятную программу, и дать ему понятную — то он же освоит в два раза больше. А если взять глупого и дать ему понятную программу — то он в принципе её освоит.
Сам факт присутствия в информационном пространстве сторонников гомеопатии, радикальных антипрививочников или борцов с генетически модифицированными организмами — более чем достаточное доказательство того, что школьная программа у нас непонятная, что люди выходят из школы без базовых знаний, и именно поэтому становятся потом лёгкой добычей разнообразных шарлатанов.
Ася Казанцева, журналист и популяризатор науки
О том, что образование следует строить на решении реальных проблем, заявлял и глава SpaceX и Tesla Motors Элон Маск. В 2014 году он создал небольшую школу для своих пятерых сыновей и детей других сотрудников SpaceX, в которой отменил разделение на классы.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.
© TJournal