«Мне нравится исправлять положение вещей»: как Серджио Маркионне спас от банкротства и объединил Fiat и Chrysler

История предпринимателя с выдающейся способностью возвращать к жизни компании, в которые никто не верил.

Серджио Маркионне, фото TheStreet

Серджио Маркионне родился в семье военного 17 июня 1952 года в итальянском городе Кьети. В 14 лет его семья эмигрировала в Канаду к родственникам. Отец Маркионне решил переехать, так как устал от одержимости итальянцев пафосом и статусом. Он предпочёл жить в стране, которая ценит талант.

В 1978 году Маркионне получил степень бакалавра по философии в университете Торонто, через год стал бакалавром по коммерции, в 1983 году получил диплом юриста в Торонто, а в 1985 году стал магистром в бизнес-сфере, закончив Виндзорский университет.

Получив юридическую степень, Маркионне нашёл работу налоговым специалистом и бухгалтером в канадском подразделении Deloitte & Touche. В 1985 году перешёл в глобальную упаковочную компанию Lawson Mardon Group в Торонто. Вначале он занимал должность контролёра группы, а затем директора по корпоративному развитию.

Маркионне постоянно искал себе новую работу: как только видел хорошее предложение — соглашался на него.

  • В 1989 году он стал исполнительным вице-президентом конгломерата Glenex Industries Inc.
  • С 1990 по 1992 годы занимал пост вице-президента по финансам и финансового директора для бухгалтерской фирмы Acklands.
  • С 1992 по 1994 годы стал вице-президентом юридического, корпоративного развития и финансовым директором Lawson Mardon. После приобрёл швейцарскую международную упаковочную и алюминиевую компанию Alusuisse Lonza Group. (Algroup).
  • В 1997 году стал генеральным и управляющим директором Algroup.
  • В 2000 году после слияния фирмы с производственной компанией Alcan в Монреале назначен генеральным директором, а затем председателем побочной компании Lonza Group, специализирующейся на химических веществах.
  • В 2002 году Маркионне назначен генеральным директором швейцарской компании по тестированию, проверке и сертификации Société Genéralé, а в 2006 году её председателем.

2000 год: падение Fiat

В 1983 году самые продаваемые автомобили Италии выпускались в Fiat или дочерними компаниями, например, Autobianchi.

Fiat Uno. Символ компании в 80-х годах, фото Altervista

В начале двухтысячных Fiat начал рушиться. Аналитики предсказывали, что автогигант погибнет, если произойдёт хоть что-то негативное в хрупкой итальянской экономике. В 2003 году Fiat стал уступать места Citroen, Ford и Renault по долям на европейском рынке. Если в 2000 году доля Fiat на европейском рынке составляла 9,4%, то в 2004 году упала до 5,8%. Единственный автомобиль, который удерживал компанию на плаву — Fiat Panda второго поколения.

2003 год: присоединение к правлению Fiat

Fiat предложил Серджио Маркионне присоединиться к совету директоров в качестве независимого директора. Несмотря на то, что у него не было опыта в автомобильной промышленности, он обладал репутацией трудолюбивого, дружелюбного к инвесторам исполнительного директора с выдающейся способностью возвращать к жизни полумертвые, теряющие деньги компании.

Источник: The Economist

Это было то, что нужно для Fiat. Бренд оказался на грани краха: акции компании упали до показателей 1985 года.

Итальянский финансист Роберто Коланинно сказал прессе, что хочет спасти Fiat и стать её генеральным директором, но правительство отклонило его предложение. Одновременно с этим слухи утверждали, что компания спасёт себя, продав автомобильное подразделение, сосредоточившись на более прибыльных областях: тракторах и страховке.

2004 год: Маркионне становится главой Fiat

Серджио Маркионне не рассчитывал стать директором Fiat так быстро. Цепочка событий, которая поставила его на место главы компании, началась, когда 69-летний председатель Умберто Аньелли, наследник основателя компании умер от рака. Члены Правления назначили на замену Феррари Босса Лука ди Монтедземоло.

Решение разозлило генерального директора Джузеппе Морчио, который собирался стать председателем и хотел отставки Монтедземоло. Совет директоров уговорил Маркионне вмешаться.

Мне нравится исправлять положение вещей. Нужно быть дураком, чтобы не понимать, что Fiat нужны перемены.

Серджио Маркионне
глава концерна Fiat Chrysler и президент Ferrari

Его оценка оказалось точна: 2004 год стал годом второго поколения Panda, а базовые модели Fiat Seicento и Fiat Supermini Punto не обновлялись с конца 1990-х годов. Fiat рисковал потерять своё преимущество в сегменте небольших автомобилей в Европе.

2004 год: разрыв отношений с General Motors

В 2000 году General Motors приобрела 20% акций Fiat за $2,4 млрд. Постепенно показатель снизился на 10% после того, как GM решила не участвовать в рекапитализации итальянской компании. По условиям альянса, если Fiat выставляет себя на торги в период с 2004 по 2009 годы, она может заставить GM выкупить компанию. В 2000 году это считалось совершенно невероятным: никто не мог представить, что семья Аньелли может отказаться от своей жемчужины.

Больше заботясь о прибыли, чем о семейных связях, Маркионне публично намекал, что может попросить GM выполнить своё обещание, либо он обратится в суд. У топ-менеджеров в Детройте были свои финансовые затруднения, и ситуация с Fiat ухудшалась с каждым месяцем. Они утверждали, что Fiat специально провоцирует GM, чтобы увеличить свою капитализацию и продать некоторые активы.

В 2005 году после нескольких месяцев переговоров и многочисленных угроз судебными исками, GM согласилась заплатить $2 млрд, чтобы избежать покупки гибнущей компании. Сразу после этого GM разорвало пятилетнее партнёрство с Fiat.

С $2 млрд вы сможете сделать много маленьких автомобилей.

Серджио Маркионне

2005 год: Маркионне подминает под себя Fiat Auto

В 2005 году Маркионне уволил генерального директора Fiat Auto Герберта Демеля, заняв его позицию. Он объяснил, что хочет ускорить восстановление автомобильного подразделения и отметил, что это единственная часть компании Fiat, которая в 2004 году потеряла деньги.

Аналитики сомневались в нём, так как у него не было опыта в автомобильной промышленности.

2005 год: амбициозный пятилетний план

В августе 2005 года Fiat опубликовала пятилетний план развития. На пресс-конференции Маркионне объявил о запуске 20 новых автомобилей в период с 2005 по 2008 годы и пообещал инвестировать $11,8 млрд, чтобы сделать бренды компании конкурентоспособными и прибыльными.

Автомобильная экспансия, обещанная в 2005 году, включала в себя новые модели Lancia, к примеру, так и не выпущенный Suzuki SX4, а также перерождённый Fiat 500, представленный в Европе в 2007 году. В 2008 году Fiat 500 признали лучшим европейским автомобилем года. Несмотря на планы производства Fiat 500 в Польше, Маркионне пообещал не закрывать заводы в Италии, развеяв панику среди рабочих.

2009 год: инвестиции в Chrysler

Недолговечный альянс с Daimler оставил Chrysler в тяжёлом финансовом положении. Компания из Детройта оказалась под угрозой гибели, потому что не смогла оправиться после финансового кризиса 2008 года. Администрация Обамы отказалась поддерживать General Motors и серьёзно задумалась о том, чтобы дать Chrysler умереть. Маркионне считал иначе: у Chrysler был шанс на восстановление.

Он понял, что может создать глобального автопроизводителя, который будет присутствовать по обе стороны Атлантического океана.

Fiat приобрела 20% акций Chrysler у Cerebus Capital Management в апреле 2009 года, вскоре после того, как американская компания подала заявление о банкротстве. Fiat не предложила наличных денег: только обещание, что спасёт бренд.

С одной стороны, сделка позволила Chrysler в последний момент получить деньги и технологии, которые крайне необходимы для производства небольших автомобилей — Jeep Cherokee 2014 года всё ещё основан на платформе Fiat. С другой стороны, альянс дал Fiat лёгкий выход на американский рынок, возможность масштабироваться, не теряя рентабельности.

Независимость в этом бизнесе уже не является залогом успеха. Вам нужно выпускать как минимум 5,5–6 млн автомобилей в год, чтобы зарабатывать деньги.

Серджио Маркионне
журналу Automotive News Europe

Команда Маркионне анализировала каждое подразделение, выявляя сильных и слабых, определяла, где безопаснее получать прибыль. Именно Маркионне дал зелёный свет на производство Fiat 500 в 2007 году, одобрил разработку нескольких моделей Jeep, включая Renegade, и поддержал желание Dodge увеличить мощность автомобилей, выпустив Hellcat и другие автомобили.

К провальным проектам Маркионне относился безжалостно, сокращая всё, что необходимо. Он резко прекратил производство Chrysler 200, Dodge Dart и Dodge Viper, когда в 2016 году их продажи начали падать. Не менее эффективно Маркионне уничтожал бренд Lancia, который существовал больше для престижа, чем для прибыли.

2014 год: создание Fiat-Chrysler Automobiles и развитие Ferrari

Fiat быстро объединялся с Chrysler. В 2012 году компания увеличила свою долю до 58,5%, а в 2014 году выкупила остальную часть Chrysler у United Auto Workers и создала FCA. Ferrari планировалось вывести в отдельное подразделение, что удалось сделать в 2016 году. Но Маркионне не ушёл из Ferrari и продолжил развивать бренд вплоть до июля 2018 года.

Акционеры FCA получили 80% акций Ferrari, когда компания вышла на IPO. Ещё 10% получил Пьеро Феррари, сын Энцо Феррари, остальное компания держала у себя в рамках публичного размещения. Стоимость акций Ferrari существенно выросла: с $34 в апреле 2016 года до $134 в июле 2018 года. Сейчас Ferrari оценивается в $33 млрд.

2018 год: партнёрство с Waymo Alphabet

Маркионне сыграл ключевую роль в заключении партнёрства с подразделением Waymo Alphabet. В мае 2018 года технологический гигант объявил о планах приобрести 62 тысячи дополнительных микроавтобусов Pacifica Hybrid, чтобы на их основе разработать прототипы беспилотных автомобилей. FCA также вступила в переговоры о внедрении технологии автопилота на некоторых серийных автомобилях компании.

Тестирование автопилота Waymo, фото MSN

Аналитики и конкуренты часто критиковали руководство FCA за то, что та не вкладывала деньги в развитие технологий автопилота. Но сделка с Waymo показала, что Маркионне нашёл более дешёвый и простой способ подготовиться к появлению беспилотных автомобилей.

2018 год: последний пятилетний план

В июне 2018 года Маркионне выступил публично в последний раз, представив план FCA журналистам и инвесторам в итальянском Балокко. Основную часть презентации он посвятил новым моделям брендов Jeep, Maserati и Alfa Romeo. Маркионне объявил о начале эпохи электроавтомобилей и рассказал, что компания изучает новые технологии и услуги, к примеру, автопилот и онлайн-сервисы, отказ от дизелей в пользу электрификации и гибридов.

После многолетних убытков FCA полностью ликвидировала свои долги: в 2017 году чистая прибыль компании составила €3,5 млрд, а в 2018 году компания смогла полностью выплатить остатки долга в €2,4 млрд. Дальше, по мнению аналитиков, FCA ожидает рост: только за счёт продаж Jeep компания сможет утроить свою прибыль к 2022 году.

2018 год: отставка и смерть Маркионне

21 июля 2018 года Серджио Маркионне ушёл в отставку с поста генерального директора, на год раньше запланированного. После операции по удалению опухоли в плече, которую он перенёс весной, случился приступ эмболии, и мозг получил необратимые повреждения. Последние дни Маркионне провёл в коме.

Маркионне и Майк Мэнли, фото Carscoops

На посту его заменил британец Майк Мэнли, который раньше руководил подразделениями Jeep и RAM. Джон Элканн заменил Маркионне на посту председателя Ferrari, а экс-глава компании Philip Morris Луи Камиллери занял пост генерального директора.

Стиль управления

Строгий и упрямый Маркионне на посту генерального директора FCA несколько раз поднимал шум в прессе. На фоне остальных руководителей автомобильной промышленности он казался самым честным и открытым.

В 2011 году он назвал выпущенный Jeep Commander непригодным для людей.

Мы продали несколько штук, но я не понимаю, почему люди купили их.

Серджио Маркионне

В 2014 году он призвал автомобилистов не покупать электрические Fiat 500e, потому что Fiat разработала машину только для того, чтобы соблюдать нормативы выбросов вредных веществ в Калифорнии, и на каждом проданном автомобиле концерн терял $14 тысяч.

Jeep Commander, фото MSN

Маркионне отклонил несколько предложений Фердинанда Пьеха о покупке Alfa Romeo и отметил, что вместо покупки чужих компаний, Volkswagen лучше сосредоточиться на собственном убыточном бренде SEAT.

еху, вместо того чтобы интересоваться покупкой Alfa, стоило бы сосредоточить усилия на собственном убыточном бренде — испанском Sea Он также отказался продать фирменные логотипы Q2 и Q4 для Audi, хотя позже компании нашли компромисс.

Маркионне постоянно искал новые компании, с которыми можно объединиться. General Motors ему постоянно отказывала, хотя в 2009 году он почти заключил сделку с Opel.

В 2017 году появились слухи что китайская Great Wall собирается купить Jeep, но они оказались ложными. В 2018 году появилась информация, что Hyundai купит Fiat-Chrysler Automobiles, а слухи о переговорах с Great Wall пустили специально, чтобы мотивировать Hyundai, но южнокорейская компания опровергла все сообщения.

Джон Элканн из семьи Аньелли, правнук основателя Фиат и Серджио Маркионне, фото MSN

Стиль управления Маркионне удивлял окружающих: Серджио работал семь дней в неделю и практически еженедельно перемещался в Европу и Америку для управления компаниями. Во время национальных праздников Маркионне вылетал в другие страны, чтобы найти людей, с которыми можно было бы работать. Он мог написать письмо посреди ночи и требовать ответа в течение пяти минут. Такой же одержимости он требовал и от окружающих.

Противники Маркионне называли его безжалостным лидером, который увольнял менеджеров без какого-либо уведомления.

Маркионне признавал, что его тяга к работе ухудшила здоровье. 26 июня 2018 года он вручал главе итальянских карабинеров ключи от нового Jeep Wrangler и после церемонии сказал ему: «Я не могу больше это терпеть. Я очень устал». Во время церемонии он отметил, что его отец был офицером, а у организации те же ценности, что в основе его образования: серьёзность, честность, чувство долга, дисциплина и воинский дух. Это был последний раз, когда Маркионне появился на публике.

На вручении Jeep Wrangler, фото MSN

Политики Италии единогласно воздают Маркионне почести. Бывший премьер-министр Сильвио Берлускони назвал его «итальянским менеджером номер один», высоко оценив интуицию, мужество, компетентность и умение анализировать. Политический оппонент Берлускони Маттео Ренци это подтверждает: «Маркионне — гигант, который изменил индустриальную историю Италии».

Наследие

Внезапная смерть Маркионне не пошатнёт FCA, поскольку он успел подготовить компанию к своему уходу в апреле 2019 года. FCA подтвердил, что Майк Мэнли выполнит пятилетний план Маркионне, презентованный в июне 2018 года.

Нет инструкций или сценария. FCA — культура лидеров и сотрудников, которые родились из-за невзгод и работающих без нот.

Серджио Маркионне

Мы никогда не видели ничего подобного. Вы взяли примерно $2 млрд и превратили в $72 млрд. Но, что более важно, есть сотни тысяч семей по всему миру, жизнь которых стала лучше благодаря вам и вашей команде. Вы избиваете скептиков на каждом шагу.

Адам Джонас
аналитик Morgan Stanley

Всего на посту генерального директора FCA Серджио Маркионне провёл 14 лет. Он смог не просто вернуть к жизни Fiat и Chrysler, но и объединить их в седьмого по величине автопроизводителя в мире.

#какэтобыло #транспорт

©  vc.ru