Минфин обязал банки проверять физлица на наличие статуса ИП перед открытием счёта
Российские банки при открытии счетов физическим лицам будут проверять, не является ли обратившийся человек индивидуальным предпринимателем, у которого по решению налоговой службы заблокирован счёт. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо, которое Минфин направил банкам в начале июля.
В своём письме Минфин разъяснил положения Налогового кодекса, запрещающие банкам открывать новые счета, вклады и депозиты тем налогоплательщикам, чей счёт ранее был заблокирован по решению налоговых инспекций. Это могли сделать, например, из-за неуплаты налогов или несвоевременной сдачи декларации.
«Затребовав у потенциального клиента свидетельство о присвоении ИНН, банк по количеству цифр сможет определить, предприниматель он или нет. Если предприниматель, по ИНН уже на сайте www.nalog.ru узнать, был ли у него заблокирован счет», — объяснил порядок действий для банков собеседник «Коммерсанта» из Федеральной налоговой службы (ФНС).
Письмо Минфина не является нормативным актом, отмечает издание, но банкам всё равно придётся проводить проверку физлиц на наличие счёта ИП, так как в противном случае им грозят штрафы от ФНС. Кроме того, свои ИНН знает далеко не каждый человек, а банк не вправе отказать физлицу в открытии счёта из-за отсутствия ИНН, пишет «Коммерсантъ».
Опрошенные изданием представители отрасли предупредили, что проведение таких проверок замедлит процессы открытия счетов, вкладов и выдачи кредитов.
Даже при работе с компаниями, на проверку каждой из которых банк затрачивает априори больше времени и ресурсов, возникают сложности из-за массы неточностей в системе ФНС. Часто сведения о блокировках есть и в тех случаях, когда налоговый долг уже погашен. При проверке физлиц, которых в разы больше, в ускоренном режиме эти проблемы будут возникать неминуемо.
— Юлия Деменюк, заместитель директора департамента розничного бизнеса ВТБ24
Кроме того, нет единой базы, по которой банки могли бы проверять историю клиентов и наличие у них статуса ИП. На её создание, по словам собеседников «Коммерсанта», уйдут месяцы, а установка ПО и обучение специалистов скажется на тарифах.
© vc.ru