«Мигранты» из Uber — Почему американские водители такси-сервисов вынуждены ночевать на парковках
Издание Bloomberg Business рассказало о том, что в США некоторые водители Uber, для которых работа в сервисе является основным средством заработка, вынуждены ночевать на стоянках из-за недостаточно высокого вознаграждения. Как правило, это жители маленьких городов, которые отправляются в более крупные населенные пункты вроде Чикаго или Сан-Франциско, где больше заказов и выше тарифные коэффициенты, но из-за расстояния им невыгодно каждый день возвращаться домой.
В 1970-х годах супермаркет Safeway в районе Марина был главным местом для знакомств в Сан-Франциско до появления Tinder. Оно получило известность благодаря книге Мрмистеда Маупина «Городские истории», где называлось «самой горячей точкой на карте Сан-Франциско».
«Книга была опубликована в 1978 году, однако спустя 40 лет водитель Uber Герман Тугас приезжает на парковку Safeway совсем по другой причине: обычно здесь он отдыхает после смен, ночуя в салоне своего автомобиля», — пишет автор Bloomberg Business Эрик Ньюкомер.
Тугас родом из Сакраменто. Каждый понедельник он встает в 4:00, проезжает 90 миль до Сан-Франциско и всю неделю проводит за рулем не менее 70 часов. По его словам, в Сан-Франциско больше заказов и тарифы выше: ежедневно ему нужно зарабатывать не меньше $300, чтобы прокормить жену и четырех дочерей. Чаще всего его прибыль после вычета расходов на бензин составляет $230. В будние дни он и другие водители Uber собираются вместе и ночуют на парковке супермаркета Safeway, чтобы не тратить время и топливо на дорогу домой.
«Это своего рода жертва. Моя цель — заработать на дом где-нибудь поближе, тогда мне не придется ночевать на парковке», — рассказывает Герман Тугас.
Большая часть постоянных водителей Uber ночуют дома, однако находятся и те, кто не могут себе этого позволить, пишет автор Bloomberg Business. «Как правило, это таксисты из пригородов, которые вынуждены работать в крупных городах, доставляя «белых воротничков» из дома на работу и обратно. Несмотря на сверхурочные смены, их заработка все равно не хватает, чтобы перебраться в большой город».
Чтобы не тратить время зря, они находят свободные парковки рядом с супермаркетами, аэропортами и хостелами, где могут передохнуть несколько часов, прежде чем проснется город и люди поедут на работу.
В некотором смысле, ночевки водителей в своих автомобилях соответствуют миссии Uber — предлагать водителям свободу действий
«Благодаря Uber люди самостоятельно принимают решения когда, где и как долго они будут работать. Наша приоритетная цель — сделать так, чтобы водитель получал должное вознаграждение вне зависимости от того, сколько времени он проводит за рулем вместе с Uber», — сообщают представители компании.
«Водители Uber делятся друг с другом секретами и советами, как выбрать место для ночлега, и где охранники парковок готовы закрыть глаза на непрошенных гостей», — пишет автор Bloomberg Business.
В Чикаго популярной точкой для таксистов стала парковка возле магазина 7-Eleven, стоящий на пересечении Рингвуд и Норт Линкольн авеню. Местные водители называют ее «Терминал Uber». Именно там чаще всего ночует Уолтер Ховард. «Я бросил основную работу, потому что мне казалось, что с Uber я буду зарабатывать больше. Но со временем это становилось все сложнее и сложнее. Руководству компании пора понять, что многие водители выбрали сервис в качестве основного источника дохода», — рассказывает он.
С марта 2015 года Ховард проводит на парковке 7-Eleven от четырех до пяти ночей с тех пор, как он взял у Uber автомобиль по программе лизинга. Чтобы выплачивать процент и зарабатывать на жизнь, ему пришлось работать больше. «Сейчас на улице холодно, и он просыпается каждые три-четыре часа, чтобы включить печку. И он редко остается на парковке один. Зачастую рядом с ним паркуются два-три других водителя», — пишет Эрик Ньюкомер.
По словам Ховарда, так безопаснее. Водители подружились с персоналом магазина — Дедди-О и Дядей Майком — и те бесплатно пускают их в туалет. «Эти парни стали моей второй семьей, а парковка — моим вторым домом. Мы шутим, будто я их квартиросъемщик. Обычно я захожу к ним и говорю: «Ребята, моя почта еще не приходила?», — рассказывает он.
Первый дом Ховарда находится в Гриффите, штат Индиана, в 40 милях восточнее Чикаго. После развода с женой он переехал в квартиру на цокольном этаже. До того, как стать водителем Uber, он работал младшим медбратом. В 2014 году он стал по выходным работать таксистом, чтобы заработать немного дополнительных денег. Благодаря резким скачкам цен и бонусам для новых водителей ему казалось, будто он сорвал джекпот.
«Тогда я без проблем зарабатывал $40 в час. Разумеется, я уволился с основной работы и полностью сосредоточился на такси — это было выгоднее», — вспоминает он. По словам Ховарда все изменилось осенью 2015 года, когда Uber ввел сервис совместных поездок Uber Pool, который позволял попутчикам разделять чек и экономить на такси. «После этого я стал зарабатывать всего $12,5 в час», — рассказывает Ховард. По словам представителей сервиса, сейчас компания работает над улучшением ситуации для водителей.
Марк Левандоски работает в Uber с начала июля 2016 года. Он работает в окрестностях Международного аэропорта Сан-Диего в Калифорнии, хотя живет в 77 милях в городе Сейдж. Обычно он таксует пять дней в неделю до поздной ночи, до тех пор, пока не прекращаются последние вызовы из баров. Затем он ищет ночлег — чаще всего останавливается на городских улицах. Чтобы не привлекать внимание полиции и сохранять тепло в салоне, Левандоски наклеивает на стекла алюминиевые светоотражатели. Он старается работать пять дней в неделю, а затем возвращается домой.
Левандоски прослужил 20 лет госпитальным санитаром на флоте. «Помимо пенсии, это дает ему еще одно преимущество — возможность попасть на военную базу Кэмп Пенделтон. Там он может переночевать на стоянке и принять душ утром», — рассказывает Ньюкомер.
По словам таксиста, если бы не пенсия, он бы не смог свести концы с концами — Uber платит недостаточно высокую ставку: «Сервису пора бы прекратить понижать рейтинги. Я стараюсь зарабатывать не менее $125 в день. Иногда на это мне требуется шесть часов, иногда — 18».
Некоторые водители предпочитают останавливаться на ночь в мотелях. По оценкам администратора сан-франциского хостела Travelodge, водители постоянно арендуют треть комнат. «Некоторые снимают одну комнату на двоих», — пишет автор Bloomberg Business.
В январе водитель Андре Уильямс провел в мотеле 11 ночей, чтобы не возвращаться домой. Он потратил около $980, однако по его словам — в неделю он зарабатывает в четыре раза больше, работая по 14 часов в день. Кроме того, если за неделю он выполнит 120 заказов, то получит от компании бонус в размере $500.
По словам Уильямса, раньше он тоже спал на парковке супермаркета Safeway, однако из-за продолжительного сидения его ноги стали опухать. «У меня начались проблемы со здоровьем. Обычно я остаюсь на ночь на стоянке, когда у меня заканчиваются деньги. Но сейчас я себя балую и ночую в мотеле», — рассказывает он.
Другие водители останавливаются в хостеле, что может быть еще дешевле, пишет автор Bloomberg Business: «В калифорнийском хотеле Marin Headlands постояльцы могут заплатить $31 за спальное место и доступ в душ. Один человек может остановиться на срок до двух недель», — пишет Ньюкомер.
Михаэлла Хоган работает в хостеле около года. По ее словам, водители Uber постоянно остаются на ночлег. «Это грустно, потому что компании следует платить им больше. Но водители не выглядят грустными. Скорее — очень уставшими», — рассказывает она.
По словам автора Bloomberg Business, более полутора миллиона человек работают водителями Uber. Компания неоднократно выигрывала в суде иски о нарушении трудового законодательства обращая внимание на статус водителей, которые считаются не сотрудниками, а контрактными работниками. «За последние восемь лет компания перевернула индустрию такси и создала новый сектор для рынка труда — «сдельную экономику», — пишет он.
По словам представителей Uber, более 60% водителей работают менее 10 часов в неделю
«О чем компания не говорит публично, так это о том, что половина всех поездок осуществляется водителями, которые проводят за рулем более 35 часов в неделю. Именно они генерируют половину доходов Uber. И некоторые вынуждены прибегать к крайним мерам, чтобы свести концы с концами», — пишет Эрик Ньюкомер на основе анализа исследования поведения водителей, опубликованного Uber. Представители компании подтвердили оценки автора Bloomberg Business.
За последние несколько лет сервис неоднократно снижал размер водительского вознаграждения. В этом году, сообщили представители Uber, компания воздержится от понижения. По словам водителей, ставка и так достигла минимального значения и опустить еще ниже ее невозможно», — пишет Ньюкомер.
В середине января 2016 года, Uber согласился устранить нарушения, выявленные Федеральной торговой комиссией США. По мнению ведомства, реклама сервиса вводила водителей в заблуждение о том, сколько они могут зарабатывать с помощью Uber.
«Реклама сервиса в Бостоне обещала водителям ставку в $25 в час, однако в действительности такой тариф был только у 10% водителей», — сообщается в материалах дела Федеральной комиссии.
По словам представителя Uber, компания не берет в расчет бонусы для водителей. «Мы рады , что нам удалось достичь соглашения с Федеральной торговой комиссией. За последний год мы уже внесли много улучшений, чтобы исправить положение водителей и впредь мы будем фокусироваться на том, чтобы Uber оставался самым лучшим вариантом для всех, кто хочет зарабатывать деньги по своему собственному графику», — ответил представитель Uber Мэт Кэллман на запрос Bloomberg Business.
Несмотря на то, что конкурент Uber Lyft дает пользователям возможность оставлять водителям чаевые, таксисты все равно предпочитают работать с Uber. «В этом сервисе доходы ненамного выше, однако мобильное приложение блокируется спустя 14 часов работы и побуждает водителя сделать шестичасовой перерыв. Поэтому многие водители совмещают работу в обоих сервисах», — пишет Ньюкомер.
По словам наших водителей, гибкость рабочего времени — это один из наиболее приятных аспектов работы с Lyft. Они сами решают, где и когда им работать. Зачастую больше всего денег можно заработать поздно ночью и рано утром. Чтобы максимизировать прибыль, очень небольшая часть водителей предпочитает ночевать в автомобилях между этими часами максимальной нагрузки.
— Адриан Дурбин, представитель Lyft.
Глава компании Uber по взаимодействию с водителями Нунду Джанакирам никогда не сталкивался с водителями, которые вынуждены спать в своих автомобилях. «Сервисом пользуется так много разных людей, что меня уже ничего не удивляет», — рассказывает он.
Компания объявила, что 2017 год будет «Годом водителя» и она сфокусируется на создании специальных инструментов для водителей и будет улучшать коммуникацию с ними. «Я лично ответственен за то, чтобы водители чувствовали, что их слышат и признают, чтобы они давали хорошие отзывы. Также я понимаю, что ситуация не идеальна, и нам предстоит сделать еще очень много шагов», — рассуждает Джанакирам.
«Люди, которые работают в то время, когда другие не хотят работать, получают больше — это логика и Uber и рынка труда. Поэтому те, кто готов к неудобствам могут зарабатывать больше», — рассказывает глава отдела экономических исследований Uber Джонатан Холл.
По словам профессора экономики бизнес-школы Стенфордского университета Пола Ойера, ситуация с водителями Uber — это повторение уже случавшегося сценария. «Те, кто зарабатывает мало, всегда будут стремиться в те места, где можно заработать больше. Грубо говоря, их можно назвать внутренними мигрантами. Но это не всегда хорошо: они создают избыток предложения на новом рынке труда, в результате цена на услуги других участников рынка снижается», — рассуждает он.
По мнению критиков Uber и других похожих сервисов, ночевки некоторых водителей на улице — это прямое следствие отказа компании признать их в качестве сотрудников, а не контрактных работников.
«Если бы водители были полноправными сотрудниками и работали на полную ставку, то компания была бы вынуждена платить им справедливую зарплату. В этом случае им не пришлось бы спать в автомобилях. Но нерегулярна и нестабильная зарбаотная плата не позволяет сотрудникам и их семьям быть уверенными в завтрашнем дне», — рассказывает Эрика Смайли, руководитель правозащитной организации Jobs With Justice.
Существует и другое мнение: в сервисе работает слишком много водителей, в результате чего количество и стоимость поездок снижаются. «Здесь наиболее логичный шаг с точки зрения общественных интересов — сократить количество водителей на линии. Палаточные лагеря появляются тогда, когда города или штаты перестают регулировать ту или иную отрасль», — рассказывает представитель Ассоциации водителей такси, лимузинов и социальных перевозок Дейв Саттон.
Владелец блога о культуре совместных поездок Гарри Кэмпбелл провел исследование, опросив 1150 водителей, которые используют сервисы вроде Uber и Lyft. Более половины респондентов отметили, что для них главным фактором выбора работы стали деньги. Второй фактор, который указала треть респондентов — это гибкость графика.
«Исследование выявило, что средний доход водителя Uber в США составляет $15,58 в час (без учета расходов на топливо и амортизацию). Представители сервиса называют другие числа — $19,35 в октябре 2015 года», — пишет автор Bloomberg Business.
По словам водителя Германа Тугаса, ночевки на стоянке — это его личный выбор, и он не перекладывает на Uber ответственность за то, что работает по 14 часов в день. «Я сам подписался на это ради возможности быть самому себе начальником. Это что-то вроде бизнеса, где у меня есть свобода, и это здорово. Это работа не для каждого. Правозащитники ничего не знают о том, каково это — быть водителем. Они думают, что с нами обращаются плохо. Но я счастлив. Если бы мне что-то не нравилось, я бы начал работать где-то в другом месте», — рассказывает он.
© vc.ru