Кэмерон и Microsoft: «Мы вернемся!»

TrueLiesЭти кадры из фильма Джеймса Кэмерона 1994 года «Правдивая ложь» помнит, наверное, каждый. Использование методов продакт плейсмента для рекламы товаров и услуг в кино на тот момент уже не было новостью, поэтому следующее признание Билла Гейтса, появившееся в его книге «Дорога в будущее», не произвело эффекта разорвавшейся бомбы: «Сегодня фирменные товары часто становятся «персонажами» художественных фильмов и телевизионных программ... Microsoft заплатила за то, чтобы в кинофильме «Правдивая ложь» Арнольд Шварценеггер обнаружил на экране компьютера арабскую версию Windows».

Более вещественное — на уровне технологий — сотрудничество Джеймса Кэмерона с Microsoft началось с фильма «Титаник». Основным производительным средством разработчиков компьютерной 3D-графики тогда считались рабочие станции Silicon Graphics, но некие причины — мы полагаем, что не в последнюю очередь ими были колоссальные затраты на производство фильма — побудили Кэмерона обратиться при разработке спецэффектов для «Титаника» к более экономичному инструменту. В 1998 году Кэмерон признался в своем интервью MSN Online Tonight: «Вместе с Silicon Graphics для производства части компьютерных эффектов [для «Титаника»] использовалась платформа Windows NT».

А спустя несколько лет корпорация Microsoft заняла место в рубрике «Специальные благодарности» титров следующего фильма Джеймса Кэмерона — «Аватар». И вот как это случилось.

Titanic

В начале «нулевого» десятилетия Кэмерон взялся за стереокино, и начал с документальных лент «Призраки бездны: Титаник» (2003 год) и «Чужие из бездны» (2005 год). При производстве обоих фильмов использовались технологии Microsoft. Следующим большим проектом, который Кэмерон разрабатывал с 1994 года, был «Аватар». Первоначальный бюджет фильма составил 400 млн долл., и, разумеется, ни одна студия не справилась бы с финансированием такого проекта. Итоговый бюджет «Титаника», который на момент своего производства был самым дорогим кинопроектом в истории человечества, и ради которого Кэмерон пожертвовал собственным режиссерским гонораром, составил «всего» 200 млн долл.

Успехи компьютерной графики приблизили к осуществлению мечту Кэмерона. Но для создания трехмерного фильма, 60% продолжительности которого приходились на реалистичные кадры, полностью сгенерированные на компьютере, недостаточно было овладеть новыми технологиями производства контента. Контент нужно было хранить, а главное — им нужно было эффективно управлять. И Кэмерон обратился в Microsoft.

Gaia

Вкладом Microsoft в создание фильма «Аватар» стала облачная система управления контентом, названная Gaia («Гея»). Gaia была разработана при помощи .NET Framework на платформе Microsoft SQL Server, и служила концентратором, управлявшим всем производством «Аватара» —информацией о захвате движения (Motion Capture) с учетом всех нюансов актерской игры, данными звукозаписи и описаниями всех виртуальных элементов картины — сгенерированных на компьютере площадок, персонажей и прочих элементов. Съемки с захватом движения Джеймс Кэмерон вел на специально оборудованной площадке в Южной Калифорнии, а созданием спецэффектов занималась новозеландская компания Weta Digital (одним из основателей которой является другой прославленный режиссер-визионер — Питер Джексон).

Общий объем информации, потребовавшейся для создания «Аватара», превысил петабайт, для ее хранения и обработки был создан выделенный центр данных — более 4 тыс. восьмипроцессорных серверов. Таким образом «Аватар» опередил свое время не только как произведение киноискусства, но и как ИТ-проект — ведь в 2007—2008 годах, когда шли съемки и монтаж фильма, термин «облако» был известен лишь узкому кругу специалистов.

Avatar

Общий производственный бюджет «Аватара» составил 280 млн долл. — с учетом инфляции это лишь чуть больше суммы, потраченной на «Титаник». «Без Gaia мы бы попросту не смогли снять этот фильм, — сказал продюсер Джон Ландау в интервью для ресурса Microsoft Web. — Gaia была той платформой и основой, поверх которой уже надстраивалось все остальное... Теперь мы уже не будем снимать фильмы без использования Gaia». Платформой для следующих версий Gaia вполне может стать Microsoft Azure.

Впрочем, не то важно, что Gaia, Microsoft и «Аватар» говорят нам знаменитое «Мы вернемся!» (в частности, «Аватар-2» запланирован к выходу в 2015 году). Важно то, что планируя очередной сверхсложный проект, не нужно думать, выполним ли он в принципе. Нужно просто вспомнить про «Аватар» — и работать.

Камилл Ахметов, сотрудник технологического департамента Microsoft

©  Microsoft