Между мотоциклом и горным снегоходом: что такое сноубайк по-русски

07.02.2022, 13:16
Если прочитать немногочисленные статьи про сноубайк на русском языке, то легко заметить, что в представлении этой техники фигурирует два мнения, причем крайне противоположных. Кто-то пишет, что сноубайк — это полноценная замена горному снегоходу; их оппоненты не менее категорично заявляют, что сноубайк — это отдельный вид удовольствия, который нельзя сравнивать ни с чем. Одно в данном случае можно сказать наверняка: сноубайк — новый вид техники, который с каждым сезоном только увеличивает обороты.
Компания Dragonfly
Между мотоциклом и горным снегоходом: что такое сноубайк по-русски

Сноубайк — это мотоцикл на гусянке. Всё просто — снял на зиму с мотоцикла колеса, поставил вместо них лыжу и гусянку, и новое транспортное средство готово. Найти категоричный материал, который хотя бы кратко описывал путь сноубайка в России и в мире, не так просто. Это даёт нам право считать далеким предком сноубайка еще Готлиба Даймлера. В 1885 году немецкий конструктор запатентовал первый мотоцикл («Daimler Reitwagen»), он же в компании с Вильгельмом Майбахом был автором первого карбюратора. И пусть дальше путь великих инженеров шел в сторону автомобилестроения, именно они изобрели мотоцикл и дали потомкам возможность придумать, как кататься на нём и зимой.

Идея сноубайка, по разным источникам, относится еще к 1920-м годам, когда впервые были созданы прототипы гусениц, которые можно разместить на мотоциклах. В 1930-х годах возникла идея надеть спереди лыжи. За эти годы было предпринято еще несколько попыток создания сноубайков, но только в начале 2000-х годов у них, наконец, появился выигрышный дизайн.

Аллен Мангум и его жена Наташа основали компанию Timbersled в 2002 году. До этого Аллен разработал новую заднюю подвеску снегохода, которая позволяла гонщикам управлять подъемником на мощных машинах. Это нововведение послужило толчком к разработке первой концепции сноубайка Timbersled, их первый прототип был построен в 2009 году.

Как рассказывают сноубайкеры, первые лыжи и гусянку на мотоцикл в Россию привезли примерно в 2013 году. Два вагона с Frozen Moto должны были стать опорной точкой сноубайкинга в России, но эффект был противоположный — большинство райдеров испытали от катания лишь разочарование. Да, полученный сноубайк ехал по снегу, хоть и не как мотоцикл, но всё же и не как снегоход. 

Но рынок не стоит на месте: стали поступать другие комплекты и, наконец, спустя пару лет пришло понимание, что тема будет развиваться. Появились первые производители сноубайков в России. Сейчас российские комплекты не уступают экспортным аналогам, некоторые из них теперь даже отправляют за границу.

Какие мотоциклы лучше всего подходят для сноубайка

Самый оптимальный вариант — кроссовый или мотоцикл эндуро с объемом двигателя 450 куб.см.

«Как показала практика, лучше использовать технику, в которой коленчатый вал сделан на вкладыше, как у автомобиля,  — рассказывает Николай Красников, тест-пилот Snowrider. — Это мотоциклы KTM,  Gas Gas,  Husqvarna и Kawasaki. Ресурс техники данных марок намного выше, чем у мото, у которых в коленчатом валу стоит сепаратор». 

«Суммарный ценник зависит от потребностей. Вполне можно уложиться и в полмиллиона, если брать мотоцикл эндуро-кросс за 250 000 и б/у гусеницу от российского производителя. Если брать более мощный мотоцикл, гусеницу посвежее, то итоговая цифра будет близка к 1,5–2 миллионам. При этом полтора миллиона — это мотоцикл и гусеница, всё остальное — дополнительный тюнинг (подогрев руля, воздушный фильтр, термостат, защита двигателя и так далее)»,  — дополняет Виктор Диос, райдер из Иркутска.

Главное, мотоцикл должен быть не сильно изъезжен. Если технику используют круглый год, то перед зимней эксплуатацией рекомендуют освежить коленчатый вал и подшипники коленвала.

Есть отдельные комплекты для зимнего катания и на питбайки, они в разы доступнее, чем на обычный мотоцикл. По глубокому снегу они, конечно, уже не проедут, но в полях малоснежных регионов России ведут себя более чем достойно.

Установка и обслуживание

На установку гусеничного комплекта у человека, имеющего опыт общения с мотоциклом, уходит в среднем 2 часа, для этого потребуется лишь стандартный набор инструментов. Никаких трудностей при установке комплекта у райдера обычно не возникает.

Пока что основная проблема сноубайка — сложность работы техники в явно минусовых температурах. При температуре близкой к минус 20 (местами и при -16) «европейцев» (например,  KTM) приходится в прямом смысле отпаивать чаем. Чтобы техника завелась, на неё выливают несколько литров горячей воды, как правило, на мотор и заслонку. Аккумуляторные же мотоциклы без помощи пускового устройства не заводятся.

Если хранить технику в теплом боксе, то проблем на протяжение всего ездового дня не будет. В любом случае, откатав в глубоком снегу, нужно обязательно отогреть и высушить сноубайк.

Как одеваться для сноубайка

Специальная одежда для «покатушек» не требуется — здесь идёт симбиоз экипировки мотоциклистов и снегоходчиков. 

«Из обязательного: кроссовый шлем, очки с двойным фильтром (чтобы не потели), защита груди и спины (в «черепахе» управлять не удобно). Настоятельно рекомендую ортопедический пояс, а также наколенники, налокотники, кроссовые мотоботы. В комбинезоне и термобелье будет вполне комфортно. В линейке Dragonfly всё есть для сноубайка самого высокого уровня и качества по адекватной цене. Другие варианты не рассматриваю!» — отмечает Николай Красников.

«Я также использую только экипировку от Dragonfly, — продолжает Виктор Диос. — Самое главное — неопреновую сидушку не забыть надеть. В сноубайке есть своя небольшая специфика — горным снегоходом райдеры управляют стоя, а на мотоцикле снег от гусеницы летит на сиденье. На сноубайке постоянно встаёшь — садишься — встаёшь — садишься, от чего комбинезон и пятая точка часто замерзает, промерзает». 

Кто катается на сноубайке

Сноубайк проедет везде — недалеко от дома, на лесных тропках, на горных маршрутах и тем более — на всевозможных соревнованиях. Доказано: передвигаться на сноубайке проще, чем на горном снегоходе. А при должном опыте и умении обычно едешь дальше и выше, чем на снегоходе.

«В нашем регионе из снегоходчиков единицы пересели на сноубайк, мотоциклисты и кроссмены тоже не охотно сюда идут. Причин тому две — или нет денег, или нет желания. Как правило, приходят те, кому не понравился снегоход. Либо же те, кто по физическим возможностям не может ездить на чем-то другом. При этом есть определенная сумма денег, которую люди готовы потратить, лишь бы находиться в горах,  — делится Виктор Диос. — Сейчас появляется и третий класс — райдеры, которые катаются только на сноубайке, при этом на мотоцикл летом почти не садятся».

С 2017 года компания Dragonfly совместно с Тюменским производителем комплектов Snowrider осуществляет активное продвижение сноубайкинга в России. В 2020 компания выделила на поддержку этого спортивного направления 1,3 млн рублей, в 2021 уже 3,9 млн.

©  Популярная Механика