Между извержениям магма в вулкане застывает и образует пробку

c75cc73f42c68f00e67a10fbf769245d_ce_1280

Натан Андерсен (Nathan Andersen), геолог из университета штата Висконсин, доказывает, что представление о том, что в глубине любого вулкана всегда плещется озеро магмы, неверно — или верно не всегда. В ряде случаев, утверждает Андерсен, магма в жерле и ниже, под слоем земной коры в промежутках между периодами вулканической активности охлаждается настолько, что полностью затвердевает, образуя «пробку» из твердой породы. Чтобы произошло новое извержение, на это пробку должна подействовать огромная сила — гораздо большая чем та, которая может просто поднять жидкую магму над краем кальдеры или кратера.

Мы теряем мозг: выживает глупейший

Квантовый эксперимент в космосе доказал: реальность — это вопрос личного выбора

Именно такое событие, по мнению Андерсена и его коллег, произошло 765 тысяч лет назад на территории современной Калифорнии. Извержение калифорнийского супервулкана привело к обрушению стенок кальдеры и образованию 32-километровой новой кальдеры — Лонг-Велли. Ничего подобного тому извержению человеческому роду видеть не приходилось: облака пепла и пемзы стояли на территории от океана до Небраски. Катаклизм уничтожил все живое в радиусе 50 км.

Анализ содержания изотопов аргона в магматических породах Калифорнии показал, что магма, излившаяся из кальдеры Лонг-Велли, нагрелась почти мгновенно, а не постепенно. Быстро — по геологическим меркам: за десятки или сотни лет, но не за тысячи и миллионы. Аргон быстро испаряется из горячей породы, поэтому если бы нагревание занимало очень много времени, его бы почти не осталось —, но его было относительно много. Более того, изотопный анализ показал, что перед началом резкого нагревания магма была твердой и относительно холодной — с температурой не больше 400 °C. Чтобы извержение началось, порода должна была разогреться как минимум до 700−850°С. В результате извержения на поверхность Земли вылилось около 650 кубических километров жидкого камня и пепла.

Помочь ученым предсказывать извержения эти данные не могут. Как отмечает сам Андерсен, его открытие говорит только о том, как мало мы до сих пор знаем о вулканах, особенно о том, что происходит в их недрах в годы, предшествующие извержению.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.