Между Гренландией и Канадой обнаружили микроконтинент

Пролив Дэвиса к западу от Гренландии, где был обнаружен новый микроконтинент
Пролив Дэвиса к западу от Гренландии, где был обнаружен новый микроконтинентИсточник: Flickr

Микроконтинент был обнаружен в проливе Дэвиса между юго-восточной частью Канады, Баффиновым островом, и юго-западной Гренландией. В новом исследовании ученые из Великобритании и Швеции нанесли на карту микроконтинент, используя данные о гравитации и сейсмических процессах, чтобы создать тектоническую реконструкцию региона. Несмотря на то, что геология региона была тщательно изучена ранее, у специалистов осталось несколько вопросов.

Графическое изображение микроконтинента на карте
Графическое изображение микроконтинента на картеИсточник: sciencedirect

Сообщается, что существуют разногласия относительно точных движений плит между Гренландией и Канадой, а также тектонической эволюции пролива Дэвиса. При этом предыдущие модели не могли объяснить происхождение аномально толстой континентальной коры внутри морского пути. Реконструируя прошлое региона, когда Гренландия отделилась от Канады, команда обнаружила, что аномально толстая кора на самом деле представляет собой отдельный микроконтинент — тектонический блок, оторвавшийся от континента и окруженный более тонкой океанической корой.

Интерпретация толщины земной коры микроконтинента
Интерпретация толщины земной коры микроконтинентаИсточник: sciencedirect

Переинтерпретация данных о сейсмических отражениях на шельфе Западной Гренландии вместе с недавно составленной моделью толщины земной коры идентифицирует изолированный террейн с относительно толстой (19−24 км) континентальной корой. Он отделился от Гренландии во время недавно признанной фазы расширения с востока на запад вдоль окраин Западной Гренландии. Специалисты определили этот континентальный блок как неполностью рифтованный микроконтинент. Его назвали протомикроконтинентом пролива Дэвиса.

Исследователи полагают, что рифтинг — процесс разделения тектонических плит на две части — начался около 118 миллионов лет назад, до распада континентов 61,27 миллиона лет назад в Лабрадорском море. Континенты продолжали расходиться, пока Гренландия не столкнулась с Северо-Американской плитой и не присоединилась к ней. Именно в это время был создан новый микроконтинент.

Поскольку наши интерпретации сейсмических отражений указывают на событие растяжения в восточной части пролива Дэвиса между 58 и 49 млн лет назад, пространственно совпадающее с зоной тончайшей континентальной коры между континентальным фрагментом и Гренландией, мы делаем вывод, что это событие растяжения привело к отделению этого фрагмента от Гренландии.
команда ученых

Команда надеется, что исследование поможет нам лучше понять тектонику плит и опасности, которые они могут причинить жителям Земли.

Ранее мы рассказывали, что ученые обнаружили у акул Гренландии уникальные способности. Они могут жить сотни лет и «поделиться» секретом долголетия с человечеством.