Мертва ли PlayStation Vita?
Что происходит с PlayStation Vita? В недавнем интервью вице-президент SCE Масаюки Ито рассказал, что его команда не планирует создавать AAA-игры для своей портативки, но это не значит, что релизов под Vita не будет вообще. Весь смысл — в деталях. Новая стратегия Sony заключается в поддержке сторонних авторов — преимущественно, из «независимого» (aka инди) сектора. Им дан карт-бланш: удивительно мощное для своей ниши железо, поддержка сетевых технологий от Sony и многое другое. Беда лишь в том, что игр как таковых не случилось. И едва ли ситуация сдвинется с мертвой точки.
Большие надежды
Впервые о преемнице PlayStation Portable заговорили задолго до её официального анонса. Поклонники по крупицам собирали информацию, доступную для широкой (и не очень) аудитории, и в режиме реального времени делали скороспелые прогнозы. Дескать, железо у «Виты» будет всему сектору на зависть, а игры одна другой краше. Последнее утверждение подкреплялось тем фактом, что PlayStation Portable «в несколько раз мощнее конкурирующей DS, так что делайте выводы».
Сама Sony до последнего хранила молчание, изредка подливая масла в огонь своей «неопределенностью». Анонс состоялся в рамках токийской конференции PlayStation Meeting 2011 года. Представители SCE рассказали прессе, что новая система действительно продолжит линейку карманных устройств, и проходит она под кодовым названием Next Generation Portable — сокращенно NGP.
Как и ожидалось, на презентации сотрудники Sony всячески пытались доказать, что их следующая портативная консоль практически сравнима по мощности с PlayStation 3 — в 2011 году флагманским продуктом SCE. Желая подчеркнуть состоятельность своих высказываний, Sony вытащила на сцену Хидео Кодзиму — мэтра жанра экшенов «по-тихому». Хидео запустил демонстрационную версию Metal Gear Solid 4, тем самым доказав, что железо «Виты» способно тянуть некстген. Он также добавил, что «данная инсталляция не означает анонса порта MGS 4 под железо NGP, однако тестовая сборка использует все модели и объекты окружения, позаимствованные у PS3-билда». Дескать, мы всего лишь показываем возможный потенциал системы.
Этому потенциалу на PlayStation Meeting была отведена большая часть эфирного времени. Помимо слов об использовании OLED-дисплея, гироскопов и тач-пада, сотрудники SCE пообещали решить главную проблему PSP — отсутствие двух аналоговых стиков. Будто в подтверждении слов о пригодности NGP для шутеров, Activision представила портативный кадавр во вселенной Call of Duty.
«Мы убеждены, что этот выпуск сериала установит новую планку качества для портативных развлечений следующего поколения», — пояснил Филип Ерли.
Три других громких анонса — карманные версии Uncharted, Resistance и LittleBigPlanet — лишний раз заставили геймеров взвыть от радости, а высокая цена (около 300 долларов) — отправиться в аптеку за валокордином. Тем временем Sony порция за порцией выдавала новую информацию о NGP, а сама NGP была окончательно переименована в PlayStation Vita.
Ключ на старт
Отвечая на вопросы прессы, Сатору Ивата (экс-президент Nintendo) предложил аудитории самой выбрать, что же покупать: 3DS или же PlayStation Vita. Мэтр индустрии подытожил свою речь фразой о том, что «Большая N» — это не та компания, которая вечно интересуется проблемой противостояния конкурентам.
«Sony пытается подойти к аудитории с иной стороны», — пояснил Ивата.
Эту «сторону» SCE определила задолго до анонса PS Vita. Во времена PlayStation Portable компания всеми силами пыталась предоставить обладателям портативки «стационарный» опыт. Разница лишь в том, что на PSP первое время активно портировались игры с PlayStation 2. Для «Виты» объектом подражания стала актуальная для декабря 2011 года PlayStation 3.
Впрочем, у этого пути были и свои поклонники — так, на момент японского старта Sony сумела реализовать всю партию консолей. Пиар-менеджеры отчитывались: системы ушли по предзаказам. Тем временем пользователи закидывали компанию гневными посланиями, суть которых сводилась к одному: негоже, уважаемые самураи, выпускать такой сырой продукт на рынок.
Покупатели жаловались вовсе не на битые пиксели (этим недугом страдала PSP после старта): камнем преткновения стала программная оболочка, которая пестрила ошибками. Сама консоль при этом намертво висла, что при отсутствии клавиши «перезагрузка» оставляло геймерам небогатый выбор. Либо вытащить аккумулятор, разобрав конструкцию и лишившись гарантии, либо ждать, пока батарея новомодного гаджета не разрядится в ноль. Сами понимаете, радости и от того, и от другого немного.
«Да, нам поступало несколько сообщений о мелких неисправностях. Мы разобрались с ними. Не понимаю, чего все всполошились из-за пары-тройки роликов? Странно, но судя по видеозаписям — проблем очень много. На деле же они не носят массовый характер, так что не стоит беспокоиться», — отбивались от нападок сотрудники SCE.
Стартовая линейка PS Vita — лакмусовая бумажка от мира игр в кармане. Она мгновенно поделила аудиторию по принципу «свой-чужой». Для тех, кто в теме, «Вита» смогла представить неплохую подборку проектов, часть из которых «спиноффила» крупные «стационарные» сериалы, а вторая — продолжила традицию переноса PS3-релизов из гостиных в портативный формат. Хотите побегать за Рэймана и освободить всех электунов? Пожалуйста. Вновь познакомиться с музыкальным тетрисом? Lumines Electronic Symphony в помощь. А также ещё один Ridge Racer и Disgaea 3 — выбирать было из чего.
Однако главным хитом всех трёх запусков (японского, европейского и американского соответственно) стала Uncharted: Golden Abyss. Уменьшенная копия Дрейка выглядела и звучала почти как оригинал, использовала тачскрин для выполнения некоторых действий, но выгодно отличалась от товарок по полке показным AAA-лоском и возможностью взять интерактивного Инди с собой в сортир. Долго ли, коротко, но PS Vita начала набирать определённую популярность, и уже к июлю 2012-го сумела увеличить свои продажи на 56% — довольно быстрый темп, если учесть, что в Европе и США система стартовала в феврале того же года.
Больше релизов, хороших и разных
В середине нулевых профильная пресса была уверена в безоговорочной победе PlayStation Portable над Nintendo DS. Против «двухэкранки» Nintendo, кажется, выступил весь свет — от рядовых геймеров до многоопытных критиков. Её склоняли на все лады за слабое железо, странный форм-фактор «прямиком из 80-х» и высокую цену — по сравнению с GBA, DS действительно стоила дорого. Однако история рассудила иначе: PSP капитулировала, а DS — вышла победительницей в схватке. От противостояния 3DS vs PS Vita ожидали схожего результата, но правда оказалась куда суровее, чем десяток аналитических выкладок, предвещающих «Вите» если не скорую смерть, то забвение.
Первый год жизни «Виты» Sony придерживалась довольно классической для себя политики. Различные подразделения SCE и сотрудничающие с ней компании готовили AAA-эксклюзивы; свободные студии — портировали свои хиты в диапазоне от HD-переизданий до актуальных релизов. К первым относится великолепная Gravity Rush — отличный пример того, что даже хардкорная «японщина» может увлечь широкий геймерский круг. Ко вторым — Metal Gear Solid HD Collection и Persona 4 Golden: игры, не нуждающиеся в представлении.
Отдельной строкой — спин-оффы к большим сериям. Не все из них получились отвратительными: были как терпимые адаптации («витовская» версия Resistance), так и попросту хорошие IP (Assassin«s Creed III: Liberation, Mortal Kombat). Впрочем, самое интересное началось на второй год существования консоли на западном рынке. Речь, разумеется, идет о Killzone: Mercenary — примере того, что «портативный» продукт может получиться великолепным без всяческих «но».
Передовая графика (кто бы сомневался, речь ведь о Killzone), захватывающий геймплей, великолепно адаптированная механика — Mercenary оказалась способна поразить даже тех, кто, казалось бы, уже давно забыл про саму идею карманного гейминга и успешно штурмует электрички в Subway Surf на девайсе под управлением Android. Для Sony это был успех, но худшее оказалось впереди.
Забвение
Новый вектор развития Sony — больше инди и полное отсутствие AAA-релизов — заставил профильное комьюнити не единожды поджечь последние стулья. На профильных конференциях 2013–2014 годов о Vita говорили всё больше в разрезе дополнительных функциий для PlayStation 4 (Remote Play) и всё меньше — как о переносной консоли, способной конкурировать с Nintendo 3DS.
Безусловно, какие-то анонсы проскальзывали, но касались они, в первую очередь, загружаемого сектора безделиц, способных скрасить ожидание в очереди. Апогеем всему стала E3 2015, где честь «Виты» защищал практически один инди-сектор. Ключевые лица SCE пожимали плечами: ну, бывает, чего уж теперь на лешего пенять. На фоне тотального пофигизма платформодержателя большие студии поумерили свой пыл, и поток релизов превратился вначале в тоненький ручеёк, а после — в иссохшее озеро.
Светлое пятно — порт Borderlands 2 от 2K Games. Его ругали за нестабильный фреймрейт, перекрученное управление (его, впрочем, можно было настроить «под себя»). Но это был AAA-тайтл из тех, что ждут на консоли, способной выдавать картинку «почти как на PS3». Из других неожиданностей: Resident Evil: Revelations 2 проходится на удивление приятно (другой уровень — ниже требования), а Hotline Miami 2: Wrong Number идеально аргументирует тезис, что не всякая загружаемая игра есть инди.
Послевкусие
PlayStation Vita мертва? Или всё-таки нет? Ситуацию с гаджетом идеально описал вице-президент SCE. По словам Масаюки Ито, его команда сосредоточена на поддержке PlayStation 4, тогда как судьба PS Vita отдана в руки третьих лиц, которые, если верить спикеру, всё же заинтересованы в системе.
«Вначале PS Vita не могла зацепить пользователей младше 20 лет, однако сейчас ситуация выправляется, и популярность консоли у молодого поколения существенно выросла. В значительной степени этому способствовала Vita-версия Minecraft. Она послужила своеобразным толчком, — пояснил Масаюки. — На будущее планируется множество релизов от сторонних авторов».
Среди официально подтвержденных — Civilization Revolution 2. Среди «вилами по воде» — «спалившийся» в испанском «Амазоне» сборник Assassin«s Creed: Chronicles Pack да отметившийся в реестре ESRB порт XCOM от всё той же 2K Games. Одно известно точно: в ближайшем будущем Sony не планирует создавать преемника своего портативного чуда. По словам Сюхэя Ёсиды (президент Sony Worldwide Studio), сегодня это экономически невыгодно »в виду тотального доминирования смартфонов». PlayStation Vita мертва? Или всё-таки нет? Делайте ваши ставки, господа и дамы.
Автор текста: Сергей Жигальцев
Источник: 4pda.ru
© 4PDA