Меркурий окружают загадочные «поющие» плазменные волны

Используя определенные инструменты, хоровые волны можно услышать на Земле, Юпитере и Сатурне, а также на Уране и Нептуне. Так называют явление, когда энергичные электроны попадают в ловушку магнитосферы планеты, вращаясь по спирали вдоль силовых линий магнитного поля и генерируя волны в плазме. Эти волны можно записать и преобразовать в звуки, которые различаются в зависимости от того, как и куда движутся электроны. Их звучание напоминает щебетание и свист птиц.

Иллюстрация локализованных хоровых волн на Меркурии.
Иллюстрация локализованных хоровых волн на Меркурии. Источник: NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Carnegie Institution of Washington

Теперь ученые из Японии и Франции обнаружили подобные звуки вокруг бесплодного и одинокого Меркурия, когда он огибает Солнце, сообщает ScienceAlert. Но у других планет есть кое-что, чего нет у Меркурия: плотная атмосфера и постоянные радиационные пояса, где солнечные частицы попадают в ловушку магнитного поля планеты.

Так звучит Сатурн: звуки радиоизлучения планеты

У Меркурия почти нет магнитного поля. Это голый кусок камня с практически несуществующей атмосферой, расположенный слишком близко к Солнцу. Планета постоянно подвергается воздействию радиации и солнечного ветра.

Но в этом году ученые обнаружили, что Меркурий, даже с его жалкими магнитным полем и атмосферой, имеет полярные сияния, причем странного типа. Задолго до этого открытия ученые думали, что на Меркурии могут быть хоровые волны.

NASA зафиксировало эти свистящие волны в космосе над Землей

В 2018 году была запущена миссия Mercury BepiColombo. В ней используется инструмент под названием MIO, предназначенный для изучения магнитосферы Меркурия. Космический корабль совершил облет Меркурия в 2021 и 2022 годах, в ходе которых были зафиксированы наблюдения магнитного поля Меркурия.

В данных, собранных MIO, исследователи обнаружили ясные доказательства волн режима свиста (whistler-mode waves) в магнитосфере Меркурия. Однако было что-то необычное: эти волны наблюдались только в небольшой части магнитосферы Меркурия, известной как сектор рассвета.

Это указывает на то, что есть физический механизм, который либо способствует появлению волн в этом регионе, либо подавляет их в остальных областях магнитосферы. Путем моделирования и симуляций исследователи определили, что происходит более эффективный перенос энергии от электронов к электромагнитным волнам именно в секторе рассвета, что приводит к генерации свистовых волн.

Дальнейшее понимание и характеристика этих волн потребует еще больше наблюдений. Первые находки позволят ученым детально спланировать свои исследования перед выводом MIO на орбиту в 2025 году.

Между тем новые кадры миссии Европейского космического агентства Mars Express демонстрируют огромную систему долин на Марсе, которая простирается на расстояние, сравнимое с длиной Италии. Посмотрите, как это выглядит.

Космос полон загадок. Смотрите на примеры в галерее:

25фотографий

Для чего эти бочки в метро