Меч викингов: грозное оружие самой миролюбивой страны

Меч викингов: грозное оружие самой миролюбивой страны
Швеция занимает на карте довольно много места, но население этой скандинавской страны едва превышает 10 млн жителей. Страна давно не воевала; последний бой ее армии отгремел в 1809 году — это была русско-шведская война, итогом которой стало вхождение Финляндии в состав Российской империи. И все же — вот странно! — это маленькое северное миролюбивое государство находится в десятке мировых экспортеров вооружения.

Швеция занимает на карте довольно много места, но население этой скандинавской страны едва превышает 10 млн жителей. Страна давно не воевала; последний бой ее армии отгремел в 1809 году — это была русско-шведская война, итогом которой стало вхождение Финляндии в состав Российской империи. И все же — вот странно! — это маленькое северное миролюбивое государство находится в десятке мировых экспортеров вооружения.
5455cae25278918b8ad85f1495f9cd0f_cropped
26 января 2020 12:00

В самом деле, технологически развитая Швеция обладает и весьма продвинутым военно-промышленным комплексом, который дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, которые также имеют успех на рынках разных стран.

Все началось с аэропланов

Чтобы приступить к обзору самых интересных продуктов шведского оборонпрома, сначала воспарим в небеса. Компания SAAB, многим известная по канувшему в небытие автомобильному бренду, начиналась на самом деле как авиастроительная фирма. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget — акционерное общество «Шведские аэропланы». Компания процветает и по сей день и по-прежнему выпускает самолеты. Военные.

Кабина пилота

Производством реактивных истребителей SAAB занялась, лишь немного отстав от ведущих авиационных держав. В 1951-м на службу поступил SAAB 29, прозванный летающей бочкой за короткий бочкообразный фюзеляж. За ним последовали истребители под кодовыми именами Lansen, Draken, Viggen. Производство последнего завершилось в 1990-м, но еще раньше — с 1979 года — начались работы по проектированию новейшего многофункционального (борьба с воздушными, наземными и морскими целями плюс разведка) истребителя. Пока эти работы шли, в шведском риксдаге (парламенте) имеющая относительное большинство социал-демократическая партия пыталась заблокировать проект, ссылаясь на непомерные расходы, которые влечет за собой создание национальных истребителей. Проект висел на волоске, но все же получил в риксдаге одобрение. В 1996-м году на вооружение был принят SAAB Jas 39 Gripen («Грифон») в первой модификации. Однако по‑настоящему продвинутой получилась совершившая первый полет в 2017 году версия JAS 39E Gripen.

Новейший JAS 39E Gripen имеет десять точек подвеса: две на фюзеляже, четыре под крылом и две на законцовках крыла. У предыдущей модификации JAS 39C их было восемь.

Лучшее за неделю

Маленький убийца?

По своей насыщенности современной авионикой эта модификация может соответствовать поколению 4+++, что позволило одному хвастливому шведскому генералу даже обозвать самолет «убийцей «Су». Надо сказать, что Gripen точно не одноклассник тяжелому семейству Су-27, даже по сравнению с легкими истребителями типа F-16 или МиГ-35 он весьма невелик. Однако в версии E самолет все-таки подрос: его максимальная взлетная масса увеличилась с 14 до 16,5 т. Стало возможным брать на борт в полтора раза больше топлива и разместить на машине десять (вместо восьми) точек внешней подвески. Ради всего этого на модификацию установили более мощный турбовентиляторный двигатель F414-GE-39E с форсажной камерой.

JAS 39E Gripen

Но самые большие изменения коснулись комплекса БРЭО. Вместо импульсно-доплеровской РЛС новый Gripen получил локатор с активной фазированной антенной решеткой, который дополняется инфракрасной оптико-локационной станцией, позволяющей в пассивном режиме получать тепловую картинку пространства. Утверждается, что сенсоры самолета способны распознавать объекты типа «стелс» (с низкой ЭПР) за пределами видимости. Таким образом, новый «Грифон», будучи насыщенным новейшим оборудованием, стал определенно видеть дальше, больше и раньше. Причем информационно-управляющая система JAS 39E построена таким образом, что по мере устаревания и замены элементов БРЭО любую новинку можно прописать в виде отдельного приложения, примерно так же, как мы устанавливаем приложения на смартфоне, — нечто подобное применяется в самолетах 5-го поколения. Первым получателем нового «Грифона» станут ВВС Бразилии.

Субмарина

Тишина в цилиндрах

К SAAB мы еще вернемся, рассказав сначала о судостроительной компании Kockums, главная верфь которой расположена в Мальмё. История у фирмы очень давняя, а ныне она занята исключительно военными кораблями — надводными и подводными. В 1990-е Kockums построила три дизель-электрические субмарины класса Gotland — это на сегодня самые современные подводные лодки из находящихся на вооружении шведского ВМФ. Особенностью этих кораблей были не только всевозможные фишки, придающие корпусам меньшую радио- и эхолокационную заметность, но и пара воздухонезависимых двигательных установок, обеспечивавших до двух недель подводного хода без всплытия, без шнорхеля и без шума дизелей.

Субмарина класса Gotland Выдающаяся малошумность субмарин класса Gotland привлекла внимание американских ВМС. В 2005—2007 годах одна из подводных лодок этого класса была арендована военными США для участия в противолодочных учениях.

Весь секрет в том, что в установках использовались двигатели Стирлинга, в которых, как известно, рабочее тело отделено от продуктов сгорания, а в цилиндрах ничего не взрывается. За счет этого устройство работает почти бесшумно. Для нагрева рабочего тела используется дизельное топливо, сжигаемое в специальной камере, куда подается и жидкий кислород, для охлаждения — забортная морская вода. Нельзя сказать, что в мире не существует других вариантов обеспечения воздухонезависимости неатомных субмарин (например, с помощью химических батарей), но двигатель Стирлинга использовали для этого первыми именно шведы, причем сами установки (их существует уже несколько поколений) — разрабатываются и строятся Kockums.

В чем польза ПВХ

Есть у компании и другая верфь — в городе Карлскруна, на южном побережье страны. В 2000 году тут спустили на воду корвет Visby — первый в мире боевой корабль, выполненный по полной стелс-технологии с широким применением композитных материалов. Корпус с угловатыми очертаниями изготовили из сэндвичных панелей с сердцевиной из ПВХ, ламинированных углеволокном и винилэфирным составом. Такой корпус не имеет ферромагнитных свойств, поглощает и даже «распыляет» радиоволны и обеспечивает хорошую изоляцию внутреннего оборудования для снижения теплового следа. Программа постройки пяти корветов класса Visby реализовывалась не без проблем и фактически растянулась на два первых десятилетия XXI века, но первопроходцам всегда нелегко. Теперь в мире стелс-кораблей уже немало. А кстати, с 2014 года судостроительное предприятие Kockums входит в… SAAB.

Корветы класса Visby Корветы класса Visby Конструкторы корветов класса Visby заявляли, что им удалось на 99% сократить эффективную поверхность рассеяния для корпуса корабля, то есть сделать его почти невидимым. Для бесшумности в качестве движителя был выбран не гребной винт, а водомет. Движение обеспечивают два дизельных двигателя общей мощностью 2,6 МВт и четыре газовые турбины (16 МВт). Турбины включаются, когда кораблю надо ускориться.

Bofors разделенный

Была в Швеции еще одна мощная военно-промышленная компания Bofors (читается «Буфош»), специализировавшаяся на артиллерии. Корни фирмы уходят в XVII век, а одним из ее владельцев был когда-то сам Альфред Нобель. Но к концу XX столетия Bofors прекратил существование как единое целое. Одна его часть, работавшая над реактивными (в том числе противотанковыми) системами, отошла к SAAB (SAAB Bofors Dynamic), другая, занимающаяся ствольной артиллерией, была включена в состав американской BAE Systems Inc. и стала ее шведским подразделением. У той и другой частей бывшего Bofors есть в каталогах свои изюминки, в том числе с длинной историей и хорошими позициями на мировых рынках. По ведомству SAAB проходит, например, ручной противотанковый гранатомет Carl Gustaf. Его первая модификация (M1), сконструированная на основе безоткатного противотанкового ружья времен Второй мировой, поступила на вооружение шведской армии в 1948 году!

Лучшее за неделю

Гранатомет был построен по динамо-реактивной схеме с компенсацией отдачи путем отвода пороховых газов через трубку Вентури (трубку с сужением, при проходе через которое газ теряет давление). Многочисленные ровесники шведского гранатомета не дожили до наших дней и заменены другими моделями, но «Карл» лишь набирал популярность в разных странах мира. Четвертое поколение (M4) было представлено лишь в 2014 году. Конечно, это уже не совсем изделие сороковых — в пусковом устройстве применены титан и композиты, подготовлена новая линейка боеприпасов, но основа конструкции сохраняется.

Гранатомет Carl Gustaf Гранатомет Carl Gustaf Исторический гранатомет Carl Gustaf предна­значен для уничтожения бронированных целей, фортификационных сооружений, оборудованных и необорудованных огневых позиций и живой силы противника, а также для постановки дымовых завес и подсветки местности.

Автомат на самосвале

Bofors, ставший американским, имеет в арсенале 40-мм автоматическую зенитную пушку L70, которая, как и Carl Gustaf, является наследницей орудия Второй мировой, но и в наши дни может считаться одной из самых популярных в мире систем вооружения такого типа, выпускаясь во множестве модификаций. Отличный пример — созданная Bofors совместно с фирмой Hägglunds боевая машина пехоты Strf 90, выпущенная с 1993 года в количестве более 1000 штук. Ее базовая модель оснащена именно L70 (хотя существуют варианты со 120-мм пушками и минометами).

Боевая машина пехоты STRF 90 Боевая машина пехоты STRF 90 На основе боевой машины пехоты Strf 90 (CV90) было выпущено несколько типов армейской техники, включая легкий танк с 120-мм пушкой и ремонтно-эвакуационную машину.

Но самой высокотехнологичной шведской артиллерийской системой стоит признать САУ Archer, которая лишь в 2016 году поступила на вооружение армии Швеции. Система состоит из полностью автоматического 155-мм орудия L52 (производной от FH77 — полевой гаубицы производства Bofors), франко-норвежского универсального боевого модуля с дистанционным управлением M151 Protector, и все это смонтировано, что очень необычно, на шасси сочлененного самосвала Volvo A30D повышенной проходимости (не увязает в метровом снегу). Машина также обладает противопульным-противоосколочным бронированием. За САУ следует автомобиль снабжения, везущий боеприпасы. Магазин гаубицы вмещает 21 снаряд. С помощью крана на машине снабжения тренированная команда заряжает магазин за 8 минут, причем заряжание раздельное: собственно снаряды укладываются в один механизм, а блоки взрывчатки с запалами — в другой. Блоки поставляются в двух размерах, так что в зависимости от задачи и типа боеприпаса мощность заряда можно варьировать.

Артиллерийская система Archer Артиллерийская система Archer Первоначально артиллерийская система Archer (Artillery System 08) создавалась совместно Швецией и Норвегией, однако в 2013 году Норвегия покинула проект.

Наблюдать за работающей САУ Archer очень занятно. Перед стрельбой боевой блок как бы приседает на выдвижных гидравлических аутригерах, ствол устанавливается на нужный угол и… Это не самое дальнобойное орудие в мире — в зависимости от типа снаряда предельная дальность может составлять до 60 км (но это с управляемым активно-реактивным «Эскалибуром»). Зато это самая быстрая гаубица: 21 снаряд она расстреливает за 3,5 минуты!

На фото снизу — система ДРЛО Erieye. Несколько особняком стоит еще один интересный и популярный в мире продукт шведского оборонпрома, а точнее, концерна SAAB. Речь идет об Erieye — си­стеме дальнего радиолокационного обнаружения. В основе ее — двусторонний импульсно-доплеровский радиолокатор с фазированной антенной решеткой. Эта компактная система монтируется на специально модифицированных гражданских самолетах регионального класса типа Embraer R-99 (на снимке), SAAB 340, SAAB 2000, а также на бизнес-джете Bombardier Global 6000. Радиус обзора — 450 км.

Лучшее за неделю

Статья «Меч викингов» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2020).
Ещё больше по темам

Обсудить 0

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика