МАЗ: необычные автомобили Минского автозавода

1e77ea0249169f739ffbfb48ff51120c_fitted_
1958 год, МАЗ-532. Опытный автомобиль-лесовоз повышенной проходимости. Основная «фишка» конструкции заключалась в том, что машина за пару часов полностью переоборудовалась при необходимости в артиллерийский тягач.
567e86b6f696e88f22314d080abac4a1_fitted_
1954 год, МАЗ-525 ХТТУ. Первый и единственный карьерный троллейвоз! Машина переоборудована из серийного карьерного самосвала МАЗ-525. Было изготовлено несколько таких троллейвозов, но в эксплуатации они себя не оправдали.
dbf3ddcb880a9150a9a25eb0c498c916_fitted_
1957 год, МАЗ-530. Второй после 525-го «мазовский» карьерный самосвал, первый советский трёхосный автомобиль такого типа. Его производство впоследствии передано на БелАЗ, что и положило начало легендарному заводу в Жодино.
f14fd1cb0187b8122f5c2c246d9f0ce3_fitted_
1958 год, опытный МАЗ-500. Первый образец бескапотного МАЗа. В серию пошла модель с другой кабиной.
1ed7aa43cb3955eadd6a2a28bcc927d6_fitted_
1962 год, ещё один опытный МАЗ-500. Эксперименты с дизайном ещё продолжаются.
fb7e857fa9a72206a693866ebed6e6b2_fitted_
1972 год, МАЗ-520. Опытный седельный тягач с колёсной формулой 6×2.
a67885f68d9f127d44e436eb35d80f16_fitted_
1983, МАЗ-7904. Опытное шестиосное спецшасси грузоподъемностью 200 тонн было построено в единственном экземпляре для работы на Байконуре. По доброй русской традиции ржавело в ангаре, а в 2010-м году безжалостно разрезано на металлолом.
be639295bded29f12ebf661ccec16cca_fitted_
1965 год, МАЗ-510. Автомобиль создан в связи с предполагаемой экономией металла, уменьшением площади остекления, улучшением обзорности и доступа к двигателю. Но экономии не вышло, машина оказалась маленькой и неудобной, а неприкрытая правая часть самосвального кузова значительно увеличила аэродинамическое сопротивление и расход топлива.
0634a98040d84bfc59e3b7ad29371fa2_fitted_
1985 год, МАЗ-7907. 12-осная машина для подвижного грунтового межконтинентального ракетного комплекса «Целина-2». Из-за прекращения работ по конкурсу оба прошедших испытания экземпляра остались «не у дел». В настоящее время из их частей собрана одна полная машина, которую реставрируют для установки в музее завода МЗКТ.
3c2432baae96a9651e5b6a258440e1f6_fitted_
1988 год, МАЗ-2000 «Перестройка». Первая в СССР попытка создать модульный магистральный тягач. К одной кабина с силовым агрегатом можно было прицепить неограниченное ничем, кроме формы дороги, количество полуприцепов, оснащённых собственными двигателями. Было построено две машины, одна разрезана на металл, вторая восстановлена и установлена перед проходной завода МАЗ.
d611a9a92917bd28b7fdb08197d7e444_fitted_
1956 год, аэродромный тягач МАЗ-541, видимо, самая красивая в мире машина такого класса. Было изготовлено три 28-тонных машины (не обманывайтесь «легковой» внешностью), но до наших дней не сохранилась не одна, хотя они и работали на аэродроме в течение примерно 10 лет.
6b964aa2be99a2feba9567ea32ee561d_fitted_
1959 год, МАЗ-1500. Один из самых передовых гоночных автомобилей своего времени, сконструирован с использованием решений от Mercedes Benz 300SLR, построен в двух экземплярах. В чемпионате СССР себя не проявил, канул в Лету.
231f47fc578a398d19010bdc7ddbf76f_fitted_
2010 год, МАЗ-5309RR. В начале 2010-х завод МАЗ решил выйти на международную спортивную арену и впервые в своей истории построил грузовик для ралли-рейда «Дакар». Команда прогрессирует: в 2015 году МАЗ впервые попал в «десятку» зачёта грузовиков.

Более того, впоследствии МАЗ дал начало нескольким другим заводам — например, БелАЗу, потому что в Жодино переехало производство карьерных грузовиков, изначально основанное именно на МАЗе. Так же появился Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ), «отпочковавшись» от МАЗа уже в 1990-е. Так же появился Могилёвский автомобильный завод (МоАЗ), перепрофилирование которого на создание собственных машин произошло благодаря переводу части производства из Минска.

В общем, МАЗ — завод по‑настоящему культовый. И как каждый культовый завод, в разное время он отмечался достаточно интересными технологическими идеями.

©  Популярная Механика