Математические модели экологов можно применить для восстановления литературных текстов
Если до нас не дошла книга — это не значит, что не дошли рассказанные в ней истории
Вопрос отслеживания пропавших литературных памятников оказался схожим с проблемой фиксирования обитающих на планете видов живых организмов. Изучая флору и фауну, экологи неизбежно многое пропускают. Но благодаря статистическим моделям ученые могут анализировать следы, которые помогают оценить разнообразие и размеры ненайденных популяций. И оказывается, что те же самые математические модели можно применить и в литературе.
Первыми это заметили доцент кафедры литературы Антверпенского университета в Бельгии Майк Кестемон и старший научный сотрудник Института Мертенса Королевской нидерландской академии искусств и наук Фольгерт Карсдорп. Чтобы проверить теорию, исследователи изучили сохранившиеся средневековые рукописи на разных языках и в разных регионах, пытаясь выяснить, сколько манускриптов было потеряно. Это стало не самым очевидным видом междисциплинарного творчества.
Как работает математическая модель
У исследователей был доступ к 3648 средневековым документам. Согласно модели экологов, это всего лишь 9% от первоначального набора, в котором было около 40 000 рукописей. Но это описывает потерю физических документов, а не историй из них. Истории же не считаются действительно утерянными до тех пор, пока все существующие их копии (или пересказы) не будут утрачены. Продолжая экологическое сравнение, документ подобен конкретному животному, а история — виду. После смерти одного животного — вид не считается вымершим. Когда исследователи применили модель к литературным произведениям, они обнаружили, что около 68% средневековой литературы, вероятно, сохранились до наших дней.