Машина апокалипсиса: как скрестить ракетовоз с тепловозом
Легендарный советский тепловоз М62 был создан еще в 1965 году. Никите Сергеевичу Хрущеву тогда ой как не понравилось, что социалистическая Венгрия закупила аж два десятка шведских тепловозов Di3. Разгневанный генсек приказал построить свой тепловоз для социалистических стран, который должен выдавать ровно 2 000 л.с. против 1 950 л.с. у шведского Di3. Так наши соседи и идеологические братья получили отличного работягу, который выдавал максимальные 245 килоньютонов.
М62, больше известный в народе как «Машка», в качестве силовой установки использует дизель-генератор, который состоит из, собственно, двухтактного 12-цилиндрового дизеля 14Д40 и тягового генератора постоянного тока. Именно благодаря тяговитому агрегату «Машка» и приглянулась военным инженерам, которые, по одной из версий, хотели построить сверхмощный и проходимый автомобиль. Проблема была в том, что не так уж и много шасси, способных тащить 120-тонный тепловоз по буеракам.
Решение долго искать не пришлось: на роль тележки отлично подошел военный ракетовоз МАЗ-547А — предшественник современных «Тополей», от одного вида которого на Западе начиналась паника. Его создали в 1970-х для перевозки 44-тонной баллистической ракеты вместе с пусковой установкой. Боевая масса первого в СССР подвижного межконтинентального ракетного комплекса доходила до 82 тонн, требовалось лишь снять с шасси все ненужное оборудование, в том числе танковый газотурбинный двигатель ГТД-1000А мощностью 800 л.с., систему редукторов и гидромеханическую трансмиссию.
Таким образом, летом 2002 года во Всероссийском научно-исследовательском и конструкторско-технологическом институте (ВНИКТИ), что в подмосковных Бронницах, не без помощи спецов из МГТУ имени Баумана появился на свет натуральный франкенштейн с шестиосной ходовой от МАЗ-547А и силовой установкой тепловоза М62. Инженеры не ограничились простым скрещиванием. Каждое колесо этого чуда должно было приводиться в действие индивидуальным асинхронным электродвигателем, размещенным в ступице. В кузове заняла место сложная гидравлическая система, масло для которой подавалось из установленных снаружи баков, там же разместили боксы для аккумуляторных батарей.
По одной из версий, чудо-великана хотели превратить в мобильную электростанцию для военных целей, способную в отдаленных местах выдавать тысячи киловатт энергии. Ходили слухи, что военным нужен был сверхмощный тягач с тяговыми характеристиками тепловоза. Также поговаривали, что экспериментальный гибрид был построен не для военных, а в прикладных целях. Так гражданские инженеры отрабатывали создание независимого рулевого управления каждым колесом.
Как бы то ни было, здоровяк завелся, попыхтел какое-то время, но так и не сдвинулся с места — подвела та самая навороченная гидросистема. По словам очевидцев, первый и последний запуск вездехода закончился тем, что из всех возможных щелей текли и масло, и вода (а ее в тепловозе без малого тонна!). При этом для транспортировки машины на полигон инженеры решили оснастить приводом только одну пару колес, но и этого оказалось достаточно, чтоб вывести всю систему из строя. В результате, довольно быстро инженеры поняли, что на практике система гибрида оказалась чересчур сложной и ненадежной. К нему очень быстро потеряли интерес, так и бросив перед ангаром механического цеха ВНИКТИ, где он в первый и последний раз завелся.