Маневры лунного корабля «Орел» окажутся очень точными: что придумали ученые
Специалисты МФТИ и РКК «Энергия» разработали алгоритм для повышения точности управления двигателями ориентации и причаливания будущего лунного российского корабля «Орел». Созданная модель позволяет рассчитывать наилучшую траекторию полета аппарата, что даст возможность сэкономить топливо и избежать ошибок при маневрировании.
Алгоритм предполагает, что пилот сможет запускать двигатели корабля отдельно или определенными сочетаниями — не более 15 комбинаций одновременно. Функционал позволяет даже блокировать определенные силовые установки, если возникнут подозрения в их неисправности.
На «Орле» для выполнения пространственных и угловых маневров используется набор ракетных двигателей, размещенных на двигательном отсеке. Однако в отличие от предыдущих поколений кораблей, на «Орле» будет внедрена возможность индивидуального управления каждым двигателем причаливания и ориентации. Предложенный алгоритм, основываясь на данных о положении корабля в пространстве, будет в автоматическом режиме выбирать нужную конфигурацию задействованных силовых установок, а также силу и продолжительность их импульса, чтобы выполнить желаемый угловой маневр или скорректировать траекторию движения космического аппарата.Антон Сумароковдоцент кафедры аэрофизической механики и управления движением МФТИ, сотрудник РКК «Энергия»
Напомним, что «Орел» имеет два основных маршевых двигателя тягой в 20 000 Н. Они будут использоваться для выполнения крупных маневров, например, при возвращении с Луны на Землю. Также у корабля есть 30 двигателей тягой 248 Н. Они работают на самовоспламеняющемся топливе для упрощения запуска. Их аппарат использует для мельчайших маневров, изменения ориентации и небольших корректировок орбиты. Именно функционирование этих силовых установок определяет новый алгоритм.
Система предполагает, что каждые 0,2 секунды бортовой компьютер проверяет и обновляет статус каждого двигателя для более полного контроля. Авторы разработки считают, что ее можно применить и на других космических кораблях, которым требуются небольшие маневры при стыковке.
Ранее мы рассказывали, что на МКС после прибытия грузового корабля «Прогресс» распространился токсичный запах.