«Малазийский Ричард Брэнсон»: как Тони Фернандес построил крупнейшего бюджетного авиаперевозчика Азии
Обозреватель vc.ru изучил биографию малазийского предпринимателя Тони Фернандеса, который начинал карьеру в Virgin Group и Time Warner, построил бюджетную авиакомпанию AirAsia и холдинг Tune Group, пытался добиться успеха в «Формуле 1» с собственной командой, а также владеет английским футбольным клубом QPR. Недавно предприниматель сообщил, что планирует наладить рейсы в Россию.
Малазийский предприниматель Тони Фернандес у себя на родине считается культовой фигурой. Выходец из небогатой семьи, он, получив хорошее образование, смог проявить себя в Virgin Group и Time Warner. Работать на кого-то Фернандес всю жизнь не захотел, а потому решил реализовать мечту своего детства — построить бюджетную авиакомпанию. В своем холдинге он известен вовлеченностью во все процессы, умением работать с персоналом и стремлением к активному расширению.
Тони Фернандес
Ранние годы Тони Фернандеса
Тони Фернандес родился в 1964 году в столице Малайзии Куала-Лумпуре. Семья Фернандеса была не богатой, но и особых финансовых трудностей не испытывала. Его отец Cтивен работал врачом, а мать Эна — учительницей музыки.
Существует история, будто Тони еще в шесть лет объявил родителям, что вырастет и создаст свою авиакомпанию. Отец иронично ответил, что будет рад, если Тони хотя бы пропустит швейцар в отеле Hilton. Жизнь все расставила по своим местам, но подобная реакция Фернандеса-старшего говорит о том, насколько нереальной ему показалась идея сына.
У Тони были хорошие отношения с родителями. Cтив Фернандес любил сына, хотя и воспитывал его достаточно жестко. С точки зрения мечты Тони, мать предпринимателя повлияла на его жизнь гораздо сильнее. Кроме того, что Эна была учительницей, она обладала потрясающим талантом к продажам. Вскоре Эна решила попробовать себя в сетевом маркетинге, начав торговать продукцией компании Tupperware. Получилось у нее прекрасно, что не только увеличило семейный бюджет, но и открыло новые перспективы перед Тони.
В 12 лет будущему предпринимателю предложили учиться в Англии, но была проблема — родители не могли переехать вместе с ним. Тони решился на этот шаг, о чем позже не жалел.
Он отправился учиться в Epsom College — элитное учебное заведение интернатного типа. Несмотря на определенные опасения, Фернандес добрался в Epsom без особых проблем, хотя Англия оказалась полной противоположностью Малайзии, и к новой стране пришлось определенное время привыкать. О своей успеваемости предприниматель рассказывает немного, зато любит вспоминать, как вместе с друзьями из колледжа отправлялся на выходные в Хитроу наблюдать за самолетами.
Большая часть источников также рассказывает об одном случае из жизни Фернандеса. Учась в Epsom, он скучал по родным, но лишних денег на перелет у него не было, и тогда он мечтал о появлении дешевого рейса в Куала-Лумпур. Эту детскую мечту, как и многие другие, предприниматель воплотит в будущем.
После окончания Epsom College Фернадес продолжил свое обучение в Лондонской школе бизнеса. Оттуда он вышел с дипломом бухгалтера и оказался на распутье, выбирая между желанием отца видеть сына врачом или желанием работать. В итоге Тони все же пошел своим путем и поссорился с отцом.
О том, как дальше развивалась его карьера, информация разнится. Существует версия, что он быстро нашел работу аудитором, но карьеру сделать не получилось. Затем Тони начал играть на клавишных, зарабатывая на жизнь и без особых успехов пытаясь продвинуть свое творчество в студиях звукозаписи. В итоге он познакомился с Ричардом Брэнсоном и стал работать на него.
По рассказанной самим Фернандесом версии событий, работу искать было сложно. Тони рассылал свое резюме по компаниям, но в его услугах никто не нуждался. В конце концов он отправился на собеседование в Virgin.
Работу получить не удалось, но, покидая офис, он случайно столкнулся с Брэнсоном. В этой ситуации Фернандес повел себя нетипично — поздоровался, представился и подчеркнул, что приехал из Малайзии. Он, несмотря на зажатость, понравился Брэнсону, они разговорились и выпили вместе кофе. В результате такого дополнительного собеседования Фернандес получил должность финансового контролера в Virgin Communications. Некоторые источники утверждают, что Фернандес работал в Virgin Records — это дало жизнь интересной версии причины ухода предпринимателя.
Брэнсон сильно повлиял на предпринимательские взгляды Фернандеса и они остаются друзьями до сих пор. Впрочем, карьера Тони в Virgin долго не продолжилась. Существует мнение, что виной всему авантюризм Брэнсона, который, создав авиакомпанию, стал уделять ей большую часть своего времени. Virgin Records он продал, а Фернандес попал под сокращение.
В этой версии есть один недостаток — Брэнсон продал Virgin Records в 1992 году, а не в 1989. Именно потому Фернандес, ушедший из компании в 1989 году, вряд ли попал под сокращение. Таким образом причины ухода Фернандеса из Virgin остаются открытой темой до тех пор, пока предприниматель не представит собственную версию событий.
Тони быстро нашел новую работу. Тогда у него уже имелся определенный опыт, потому он легко устроился в Time Warner, а именно в ее дочерний концерн Warner Music.
Фернандесу удалось сделать здесь отличную карьеру — в 1999 году он cтал вице-президентом подразделения Warner Music в Юго-Восточной Азии.
На этом посту Фернандес не прославился особыми достижениями, но успешно справлялся с работой. Попутно ему удалось расширить круг знакомств, что позитивно повлияло на будущий бизнес, хотя, по общему мнению, не стало ключевым фактором.
Создание AirAsia
Фернандес закончил работать в Warner Music в 2001 году. Именно тогда произошла знаменитая сделка по слиянию Time Warner и AOL, которая до сегодняшнего дня входит в рейтинги самых провальных в истории. Фернандес в свою очередь покинул пост. Сам он говорил об усталости от того, что корпоративные боссы в США указывали ему, как поступать. Кроме того, Фернандес рассказывал, что его напрягало неумение и нежелание музыкальной индустрии работать с интернетом и он предчувствовал серьезный кризис этой отрасли.
В тот момент Фернандес решил, что пора воплотить мечту и создать собственную авиакомпанию. Он нашел трех партнеров и, по разным источникам, собрал вместе с ними от $300 миллионов до $500 миллионов. Предприниматель утверждал, что для этого им пришлось заложить дома. Затем Фернандес вместе с партнерами отправился к премьер-министру Малайзии Махатхиру Мохаммаду за соответствующим разрешением.
Мохаммаду понравилась идея Фернандеса о бюджетных авиалиниях, но лицензию он предпринимателю не дал, сославшись на сложности с террористами и политические перипетии страны. Зато премьер-министр посоветовал Тони купить компанию и перестроить ее в соответствии со своими идеями. Предприниматель оценил рынок в поисках дешевой, но находящейся в более-менее сносном состоянии компании, и последовал его совету.
В итоге, его внимание привлекла AirAsia, которая находилась в глубоком кризисе, но имела при этом вменяемую финансовую отчетность. Она обошлась Фернандесу в 25 центов — в эту сумму вошли два пассажирских самолета и инфаструктура, находящаяся в ужасном состоянии. Общая задолженность AirAsia составляла около $10 миллионов. Считается, что Фернадес некоторое время сомневался в своей покупке из-за долгов, но в итоге все же решился.
На тот момент в AirAsia работали около 250 человек, но особой веры в светлое будущее они не испытывали и вполне логично ожидали банкротства авиаперевозчика. Существует мнение, что эта авиакомпания изначально принадлежала государственному холдингу, и правительство, продавая ее за бесценок, попросту избавлялось от убыточного актива.
Предприниматель купил ее восьмого сентября 2001 года. Через три дня произошли всем известные теракты в США, введшие авиационную отрасль в стагнацию. После них даже партнеры и близкие Фернадеса засомневались в будущем его начинания. Предприниматель от своего замысла не отступил, хотя и признал, что работать было сложно. Впрочем, уже за 2001 год компании удалось перевезти больше 200 тысяч человек, что, учитывая регион и кризис, было отличным показателем.
Считается, что Тони Фернандес видел то, чего не замечали другие предприниматели. В Малайзии жили 20 миллионов человек и большая часть путешествовала на автобусах из-за высокой стоимости перелетов. Целью Фернандеса стало то, чтобы любой человек мог позволить себе перелет на его авиалиниях. Это означало тотальное удешевление перелетов и минимизацию расходов, которая должна была обеспечить прибыль компании.
Взявшись строить бюджетную авиакомпанию, он, вполне возможно, не оценил сразу всех сложностей, представших перед ним, но быстро сориентировался и начал предпринимать правильные шаги в этом направлении. Заниматься приходилось одновременно всем — начиная с логотипа, показавшегося предпринимателю глупым, и заканчивая персоналом.
Так, он принял важное решение нанимать на работу только красивых стюардесс, что должно было повлиять на популярность компании. Затем Тони сделал все возможное, чтобы сплотить персонал в единую команду. Каждый в AirAsia мог высказаться о существующих проблемах. Фернандес утверждал, что даже распорядился снять все двери в офисе, чтобы убрать любые барьеры в общении между сотрудниками.
Обычные рабочие могли повлиять на мнение Фернандеса о необходимости определенных инноваций или отказа от них, если они оказались неэффективны. Сам Фернандес вспоминал, что однажды работники попросили его приобрести автоматические погрузчики.
На тот момент предприниматель не мог осуществить их предложение, но грузчики не сдались и воспользовались тем, что сам Фернандес время от времени работал в аэропорту. В следующий раз стараниями сотрудников Тони получил возможность поработать с грузчиками плечом к плечу. Для Фернандеса день оказался чрезвычайно тяжелым, но зато он оценил, с чем приходится сталкиваться его работникам, и при первой же возможности выполнил их просьбу.
Впрочем, первое время взаимоотношения с персоналом и улучшение их жизни было не самым главным вопросом. В 2002 году авиаперевозки по-прежнему находились в кризисе, а над AirAsia висел огромный долг. Несмотря на то, что обстоятельства подталкивали к увеличению стоимости перелетов, Фернандес продолжил строить бюджетную компанию и снижал цены. Само собой, инвесторы не хотели вкладывать деньги. Закончилось все хорошо — несмотря на мнение большинства, швейцарский финансовый конгломерат Credit Suissе разглядел в AirAsia потенциал.
Он инвестировал $30 миллионов, что позволило Фернандесу не только решить часть имеющихся финансовых проблем, но и начать расширение компании. На полученные деньги увеличили количество самолетов и маршрутов, а также открыли второй авиахаб в международном аэропорту Сенаи. В 2003 году компания перевезла уже два миллиона пассажиров, и это было только начало, ведь Фернандес не скрывал, что его планы гораздо более амбициозны.
Он проиллюстрировал свои взгляды том же году. Тони имел связи в правительстве и был в отличных отношениях с Мохаммадом, а потому обеспечил своей компании выход на рынки нескольких стран Азии. Благодаря влиянию предпринимателя премьер-министр Малайзии договорился об открытом небе с правительствами Таиланда, Индонезии и Сингапура, и уже к концу 2004 года Фернандес имел дочерние компании в Таиланде и Индонезии.
В 2004 году AirAsia доросла до IPO, на котором смогла привлечь $227 миллионов. Размещением занимался все тот же Credit Suisse. Полученные деньги позволили Фернандесу активно расширять авиапарк. В 2004 году он сделал заказ на 100 самолетов Airbus A320s.
В 2005 году произошло интересное событие с точки зрения работы Фернандеса с персоналом. Предприниматель всегда подчеркивал, что дает своим сотрудникам возможность добиться карьерных успехов.
Тони задумался, почему работает так мало женщин-пилотов, и решил повлиять на ситуацию. Вскоре в AirAsia нашлось несколько девушек, заинтересовавшихся этой должностью. Одной из них была Чананпорн Росьян, которая вскоре стала Мисс Тайланд 2005. Титула «Мисс Мира» она удостоена не была, но зато получила лицензию пилота и стала работать в Thai AirAsia. Росьян не единственная — в AirAsia работает 62 пилота женского пола.
Чананпорн Росьян
Фернандес, кстати, часто подчеркивал, что самая большая глупость — нежелание развивать способности собственных сотрудников. Он часто приводил примеры того, как люди, не имеющие за плечами образования, делали в AirAsia карьеру и дорастали до пилотов и руководителей.
Фернандес называл своих сотрудников главной частью компании и всеми силами боролся с преградами, разделяющими руководство и обычных работников. Неумение общаться со своими сотрудниками, по мнению Фернандеса, является одной из главных причин неэффективности других компаний.
В том же 2005 году Фернандесу удалось заключить спонсорский контракт с футбольным клубом «Манчестер Юнайтед». От соглашения выигрывали обе стороны: «Юнайтед» продвигал свой бренд в Азии, а AirAsia связала себя с одним из самых известных клубов мира.
В 2006 году Фернандес представил программу развития компании на пять лет. Уклон делался в сторону расширения маршрутов и полетов на дальние дистанции. Стратегия оказалась эффективна, а AirAsia начала обрастать дочерними компаниями.
Так уже в 2007 году появилась AirAsiaX. Ее созданию предшествовало оглашение Тони Фернандесом планов по созданию рейсов из Малайзии в Австралию. При этом Фернандес сразу же отметил, что не намерен сотрудничать с аэропортами в Сиднее из-за их дороговизны. В AirAsiaX инвестировал Ричард Брэнсон и получил 20% акций. Первые рейсы этой авиакомпании были осуществлены в 2008 году.
Tune Group и другие активы предпринимателя
В 2007 году Фернандес уже имел достаточно денег для того, чтобы начать вкладывать в другие направления. Так началось строительство холдинга Tune Group, работающего в нескольких отраслях. Последний был создан еще в 2001 году, но начал активно расширятся после того, как AirAsia начала стабильно работать.
Одним из первых интересов предпринимателя стала собственная сеть Tune Hotels, основанная в 2007 году. Здесь Фернандес по сути продолжил ориентироваться на низкий ценовой сегмент, построив сеть отелей эконом-класса. Первый из них появился в Куала-Лумпуре.
Отель Tune Hotels в Куала-Лумпуре
Каждый желающий может получить номер в отеле за сумму от трех долларов в сутки (цена зависит от страны). Однако все остальные услуги будут требовать дополнительную плату. Среди них интернет, телевизор, туалетные принадлежности и многое другое. Сейчас в сети около 32 отелей. Их весомая часть приходится на Малайзию и Великобританию. Сеть также работает в Индонезии, Индии и Австралии.
Кроме того, холдинг владеет оператором Tune Talk и инвестиционной компанией Tune Ventures. Частью Tune Group также является Tune Studios. Это начинание связано с давней любовью Фернандеса к музыке. Компания находится в Малайзии и занимается записью музыки: начиная с альбомов отдельных артистов и заканчивая концертами и фестивалями.
Стоит отметить группу компаний Tune Protect, входящую в холдинг и работающую в отрасли страхования. Одним из ценнейших ее активов можно назвать страховую компанию Tune Insurance, созданную еще в 1976 году.
Нельзя не упомянуть еще о двух увлечениях Фернандеса: гонках «Формулы 1» и футболе. Предприниматель успел поработать в обоих отраслях. Он начал с «Формулы 1», где намеревался поучаствовать в восстановлении команды Lotus, но в итоге стал участником битвы за название.
Созданная в начале 1950-х годов Team Lotus прекратила существование в 1994 году. В 2009 году консорциум 1Malaysia F1 Team во главе с Фернандесом принялся за ее возрождение и зарегистрировал команду под названием Lotus Racing. Это стало возможным благодаря договору Фернандеса с Proton, владевшей правами на это имя. Команду пришлось быстро строить с нуля.
Впрочем, с Proton у Фернандеса хорошие отношения не сложились. Произошло это из-за того, что Фернандес в 2010 году приобрел права на название Team Lotus у Дэвида Ханта и разорвал соглашение с Proton. А новый глава Proton изменил планы компании относительно «Формулы 1», посчитав гонки важной частью развития конгломерата и Lotus Group, принадлежащей ему.
В итоге Lotus Group купила команду Renault F1 и сменила ее название на Lotus Renault GP. Так в «Формуле 1» оказалось сразу две команды Lotus с враждующими владельцами. Конфликт набирал обороты, и, несмотря на попытки Proton, Фернандес смог отстоять свое право на название.
Впрочем, предприниматель вскоре передумал. В 2011 году он приобрел автопроизводителя Caterham Cars. Последняя когда-то выпускала автомобили по лицензии Lotus, а позже сосредоточилась на выпуске спортивных авто. Фернандесу показалось отличной идеей продвигать свою компанию в Азии и в Европе за счет одноименной команды «Формулы 1».
Есть сведения, что его в этом мнении утвердило щедрое предложение — отказаться от названия в обмен на 20% в национальных авиакомпаниях Малайзии. Правда, в этой версии многое остается неясным.
Так появилась команда Caterham, которая, правда, особыми успехами не запомнилась, была закрыта в 2014 году, а весомую часть ее имущества продали. Фернандес недоволен собственными успехами в «Формуле 1» и считает, что в будущем возможно вернется к собственной гоночной команде. Кстати, Caterham Cars также скорее всего продадут. Ее руководство утверждает, что Фернандес собирается оставить компанию в лучшем состоянии, чем до поглощения.
Несмотря на неудачу, в 2010 году тогда еще Lotus Racing помогла Фернандесу выиграть спор у Ричарда Брэнсона. Предприниматели поспорили, чья команда выступит лучше, а проигравший обязался провести один рейс в качестве стюардессы на авиалиниях победителя. Команда Брэнсона заняла двенадцатое место в Кубке конструкторов, а Фернандеса — десятое.
Брэнсону пришлось одеться в форму стюардессы, побрить ноги и накрасить губы. Он выполнил условия и в процессе успел облить присутствующего на борту Фернандеса апельсиновым соком. Фернандес утверждал, что Брэнсону даже понравилось, и он не против заключить еще одно пари. Правда, в этот раз глава Virgin Group ставит условие, чтобы в случае поражения Фернандес отправился с ним на Луну. Именно потому малазийский предприниматель, не стремящийся к экстриму, не участвует в споре.
Ричард Брэнсон и Тони Фернандес
Еще одним интересным приобретением Фернандеса стал английский клуб Queens Park Rangers. QPR, пробившийся в Премьер-лигу, обошелся ему в $50 миллионов за 66%. Несмотря на активную трансферную кампанию, Фернандес не смог достичь особых результатов с QPR. Команда закончила сезон 2011/2012 в шаге от зоны вылета, а через год все же понизилась в классе.
Затем было еще одно возвращение в Премьер-лигу и очередной вылет. Несмотря на неудачи, Фернандес отмечал, что ему нравится его команда и продавать он ее не намерен. Более того, он утверждал, что клуб сейчас вышел на самоокупаемость и не требует от него дополнительных вложений. Сейчас QPR занимает третье место в английском Чемпионшипе и имеет шансы начать следующий сезон в Премьер-лиге.
Кстати, Фернандес говорил, что пересмотрел свои взгляды на развитие клуба и сейчас собирается делать все постепенно вместо громких трансферов и попыток получить все и сразу. Предприниматель собирается строить QPR на основе молодых игроков — по большей части воспитанников клуба. Фернандес редко ходит на матчи, но следит за своей командой.
Еще одним начинанием предпринимателя в спорте стала ASEAN Basketball League. В этой баскетбольной лиге участвуют шесть команд из разных стран Юго-Восточной Азии.
AirAsia в 2010-е. Увеличение количества авиакомпаний, планы и трудности
Впрочем, спорт выглядит скорее как развлечение успешного предпринимателя из Азии. Главным бизнесом для Фернандеса остается AirAsia, которая активно расширялась за счет создания дочерних компаний, хотя и не каждая из них в итоге достигала поставленных целей. В 2011 году совместно с японской авиакомпанией ANA Фернадес создал AirAsia Japan. Доли в компании разделили практически поровну: AirAsia отошло 49%, а ANA — 51%.
Несмотря на большие ожидания, в 2013 году Фернандес принял решение выйти из этой совместной компании из-за ее низкой популярности. Причиной неудачи стало сразу несколько факторов, связанных со спецификой Японии. Одной из них была система онлайн-бронирования рейсов AirAsia, которую так и не перевели полностью на японский язык.
AirAsia также не договорилась с местными туроператорами, которые были ключевым фактором для продажи билетов авиакомпаний, работающих в регионе. Кроме того, хаб AirAsia Japan в Нарите оказался неудобен, и даже само расположение аэропорта накладывало ограничения на полеты в утреннее и ночное время суток. У созданной компании не было особых перспектив, и Фернандес на время отказался от этой затеи.
Тони предпринял новую попытку в 2014 году. Для того, чтобы AirAsia Japan наконец добилась поставленных целей, предприниматель взял себе в союзники несколько японских компаний. Среди них — японскую платформу для онлайн-коммерции Rakuten, Noevir Holdings, работающий в нескольких отраслях, начиная с торговли косметикой, фармацевтическими препаратами и продуктами.
В число акционеров также вошла инвестиционная компания Octave Japan, и Alpen, которая производила и продавала спортивную одежду и экипировку. Несмотря на широкий круг акционеров, AirAsia по-прежнему владела 49% японской дочерней компании. Кроме того, AirAsia заполучила для своих операций Международный аэропорт Тюбу.
Все эти приготовления и полученные союзники, впрочем, огромным успехом для AirAsia не обернулись. Первые рейсы компании планировались в 2016 году, но были отложены. По словам самого Фернадеса, вся проблема заключается в японской дотошности и скрупулезности. Что из этого получится, станет известно достаточно скоро, ведь новая дата первых рейсов компании назначена на январь 2017 года.
В 2013 году была запущена дочерняя компания AirAsia India. Как и в других случаях, она создавалась совместно с местными компаниями. При этом Фернадесу опять отошло 49% акций. Работает она на внутреннем рынке страны, конкурируя с другими бюджетными авиаперевозчиками. Сейчас компания осуществляет перелеты в 11 направлениях в Индии и занимает на рынке бюджетных авиаперевозок только четвертое место. В 2014 году было запущено две дочерние компании, ориентированных на международные перевозки — Thai AirAsia X и Indonesia AirAsia X.
В том же году произошло событие, негативно повлиявшее на имидж AirAsia. В конце декабря авиалайнер Indonesia AirAsia потерпел крушение в Яванском море. На борту было 155 пассажиров и семь членов экипажа. В живых не осталось никого. Это была первая авиакатастрофа компании при Фернандесе. Он воспринял ее очень болезненно и назвал своим худшим кошмаром. Крушение произошло из-за неисправности бортового компьютера.
Несмотря на нанесенный репутации урон, количество пассажиров в 2015 году выросло до 55 миллионов. Логика проста — то, что самолеты иногда падают, известно всем, вот только для жителей Азии AirAsia стала идеальным вариантом в отношении цены и сервиса.
Впрочем, в начале 2016 года дела предпринимателя шли не очень. Его состояние уменьшилось до $230 миллионов. Причин этому несколько. Например, потери инвесторов из-за критики AirAsia со стороны аналитиков. Они осудили существующую в авиакомпании практику бухгалтерского отчета. К тому же негативное влияние оказали акции и угрозы правительства Индонезии приостановить лицензию AirAsia Indonesia из-за того, что ее долги превышают стоимость активов.
С остальными направлениями Tune Group было не лучше. QPR вылетела из Премьер-лиги, и, несмотря на то, что предприниматель заверяет в ее самоокупаемости, особую прибыль команда скорее всего не приносит. Отельный бизнес в 2015 году потерял ключевого партнера в лице Red Planet. Существует мнение, что проблема Фернандеса в том, что он действует во многих направлениях. Впрочем, несмотря на проблемы самый ценный актив Фернандеса — AirAsia продолжает расти.
Ее финансовые показатели в течении 2016 года выглядят достаточно оптимистично. Так, по результатам третьего квартала, прибыль группы составила 525,9 миллионов малазийских рингиттов, а в прошлом году за аналогичный период этот показатель составил только 332,2 миллионов рингиттов. В 2016 году AirAsia разрослась до 205 самолетов и планирует перевести в 2016 году 60 миллионов пассажиров. Сейчас AirAsia считается крупнейшим бюджетным авиаперевозчиком Азии.
При этом предприниматель не останавливается на достигнутом. В этом году он огласил планы по открытии рейсов в Россию. Правда, пока неясно, когда руководство AirAsia воплотит в жизнь поставленную задачу.
Фернандес искренне верит в то, что мечты сбываются. В своих многочисленных интервью он как-то вспоминал, что во время учебы в Epsom College было популярным собирать в коробку собственные желания и другие памятные вещи. Друг студенческих лет не так давно отправил Фернандесу его коробку и оказалось, что он в юности мечтал об авиакомпании, футбольной команде и «Формуле 1».
В своих предпринимательских взглядах он, кроме вышеописанной работы с персоналом и участии во всех этапах работы компании, советует не забывать о рекламе и продвижении. По мнению Фернандеса, неумение действовать в этом направлении и его недооценка может стоить очень дорого. В своих выступлениях предприниматель часто указывает одну и ту же ошибку: сокращение рекламного бюджета в кризис. Тони считает, компании лучше поступать противоположным образом.
Предприниматель не раз утверждал, что в хорошем продукте нет смысла, если о нем никто ничего не знает. В этом он походит на Брэнсона, умеющего ярко продвигать свои проекты. Фернадес потратил на превращение AirAsia в признанный бренд семь лет и нисколько не жалеет об этих усилиях. Кстати, говоря о выступлениях предпринимателя, стоит упомянуть, что делает он это исключительно за деньги. При этом они идут не в его карман, а на счет благотворительного фонда AirAsia.
Еще одной важной частью успеха Фернадеса стала ориентация на интернет-технологии. Он активно внедряет инновации в этом направлении. AirAsia работает в сотрудничестве с Expedia, и на сайте AirAsia.com можно забронировать билеты, отель и даже заказать автомобиль до аэропорта. Кроме того, существует приложение AirAsia для iOS и Android. Впрочем, статистические сведения об успешности этого направления не встречаются.
Тони Фернандес
В этом году Тони Фернандесу исполнилось 52 года. К сравнению с Брэнсоном он относится несколько иронично — утверждает, что ему это лестно, но в отличие от своего старого друга у него несколько другие планы и цели. Фернандесу неинтересны полеты в космос или высадка на Луну, а также экстремальные виды спорта и различные мировые рекорды.
Планы Тони Фернандеса связаны исключительно с нашей планетой. Это, впрочем, не мешает ему продолжать развивать свой авиабизнес, строить Tune Group и размышлять над возвращением в «Формулу 1» и дальнейшим развитием собственной футбольной команды. Возникшие в последнее время сложности не отменяют оптимизма предпринимателя и его готовности действовать. Он уже продемонстрировал, что умеет работать в сложных ситуациях, а сейчас сосредоточился на развитии AirAsia, готовясь запустить дочернюю компанию в Японии и рейсы в Россию. Что из этого выйдет, будет ясно в ближайшем будущем.
© vc.ru