Не для печати: Футубра, или почему нельзя показывать недоделанные продукты
Буквально несколько дней прошло с тех пор, как mail.ru запустил свой новый «революционный» продукт Футубра. Послушав пиарщиков, можно было решить, что как только это чудо программерской мысли появится в открытом доступе, так сразу все должны будут немедленно бросить все свои твиттеры, фейсбуки и ЖЖ, и начать «футубриться». Несмотря на то, что я скептически отношусь к подобным заявлениям, и название вызывало у меня ассоциации разве что с «бюстгалтером будущего», все-таки зашел на сайт, который почему-то находится на домене .com и начал его изучать.
Без регистрации на Футубре никак
Во-первых, меня поразило то, что почитать контент никак нельзя без регистрации. Я понимаю, когда подобным образом огораживают проекты для специалистов, или «тусовочные» порталы вроде лепры, но как такое можно делать, если рассчитываешь на массового пользователя, на сайте вроде твиттера, где ничего глубокомысленного не ожидается? Понятно, что «мейловцы» захотели таким образом собрать базу электронных адресов, по которым впоследствии будут рассылать надоедливые пресс-релизы о новых фишках. Не знаю, может, дело дойдет и до еженедельных оповещений о том, что интересненького творится в Футубре. В общем, модель Групона в действии.
Движимый любопытством, я зарегистрировался. Чтобы это сделать, нужно обязательно вводить емейл и пароль — даже банальный OpenID использовать нельзя, не говоря уж о Facebook и ВКонтакте. Программисты настолько торопились, что даже авторизацию от mail.ru не настроили. Конечно, я указал при регистрации специально созданный для этого случая адрес на мейле же, чего и вам советую. Стараясь не смотреть на открывшуюся мне картину и убеждая себя в том, что «твиттер тоже без друзей странно выглядит», пошел в личный кабинет. Нормального адреса для него, увы, не оказалось — все пользователи имеют «порядковый номер на рукаве», вида http://futubra.com/13613. В общем, в этом нет ничего страшного, примерно также начинала сеть В Контакте, но сейчас на дворе 2012 год, и такое решение выглядит анахронизмом. К тому же, оно неплохо помогает массфолловерам, которые моментально начали накручивать свои аккаунты — чтобы записаться в читатели, не нужно изучать API, достаточно просто поочередно вызывать url с добавлением единички, и нажимать на кнопочку в одном-единственном месте экрана. Так что набрать себе внушительную аудиторию пассивных последователей можно и без посещения ресурсов вроде antichat.ru и установки сомнительных программ — скрипт напишет любой школьник.
Один из массфолловеров Футубры. Обратите внимание на соотношение фолловеров/фолловинга
Кстати, прекрасную возможность для спамеров представляет также неуникальность имен. Любой может назваться как угодно, написать в инфо что угодно; например, вот «официальный блог Футубры», рекламирующий какой-то неоткрывающийся сайт http://futubra.com/users/32329.
Довольно быстро меня начало читать внушительное количество ботов, уныло постящих всяческую ересь. Я также «зафутубрил» несколько коллег, адреса которых знал (они написали их в твиттере), а вот остальных найти не смог — просто потому, что на футубре нет поиска. Ни по имени, ни по электронной почте, ни по описанию, он вообще отсутствует как класс. Программисты его то ли забыли, то ли отключили при первом запуске. Оно и неудивительно — ведь футубра стала падать уже на второй день, когда количество пользователей достигло «внушительных» двадцати тысяч. Если бы несчастный сервер, надрывающийся под такой чудовищной нагрузкой еще и поиск бы запускал, мы бы остались совсем «обезфутубрены».
Вот так выглядит лента Футубры. Помещается, скажем так, маловато
Но спишем это все на болезни роста, неотлаженность фильтров, и так далее. Обратим внимание на функционал и внешний вид. Про первый даже и говорить нечего — перед нами обезличенный tumblr.com, без возможности настройки внешнего вида. Можно постить текст (ограничение по символам любезно расширили до 200 символов — да это же прорыв по сравнению с твиттером!), фото, видео, цитату, а также написать, что тебе «скучно». Также есть тип поста «событие» — фактически, тот же самый текст, только с указанием места и времени. Зачем он нужен, если можно и так написать, куда идешь — непонятно. Но зато отлично можно наращивать функционал — например, сделать пост вида «настроение», «болезнь», «еда на столе», «вид за окном», «транспорт», и так далее. Даешь по типу поста на каждое событие в жизни!
Про дизайн и верстку тоже нельзя сказать ничего хорошего. Идеологи проекта рассказали в одиноком посте на Хабре о том, что весь функционал строится на трех китах:
- Progressive Enhancement (работа начинается с простого HTML/CSS кода, а потом на него навешивается функционал)
- Mobile First (сначала разрабатывается мобильная версия)
- Responsive Web Design (дизайн должен хорошо выглядеть и на дизайнерском мониторе, и на сотовом телефоне.
В результате мы имеем следующее: узенькая полосочка шириной 450 пикселей, все элементы управления находятся сверху, и каждый раз загружается новая страница. После такого первая страница twitter кажется настоящей фантастикой. Внешний вид интерфейса мне тоже не очень нравится — смесь унылого web 2.0 с кнопочками а-ля "Metro" в телефонах на Windows 7 Phone и какие-то нелепые украшательства, вроде цветочка на заднем плане. Progressive Enhancement позволил работать на старых браузерах (говорят, даже на ie6 — я не проверял), зато на современных нам не хватает возможностей. Ориентация на мобильные устройства сделала интерфейс куцым (большинство нормальных людей просто делают две версии верстки). А Responsive Web Design, видимо, выражается в том, что широченные поля динамически раздвигаются.
Вот так выглядит окно «интересное» на Футубре. Вообще, примерно так выглядит вся футубра
Знаете, все это напоминает мне программеров, которые делают некий продукт. Потом к ним приходит менеджер, и говорит — а теперь все начинают работать в соответствии с концепцией Agile. И, в общем, никого не волнует то, что продукт многокомпонентный, и сложный, и выпускать итерации каждые две недели не нужно. В результате получается, что все формальные признаки работы соблюдены, но на самом деле не помогают, а отчаянно мешают заняться делом.
Мало того, что интерфейс неудобен, так он еще и работает неожиданным образом. Например, если вы ткнете на уведомления, находящиеся в верхней части экрана, и посмотрите на них, а потом закроете страницу, при следующем открытии уведомлений внезапно окажется, что все они прочитаны. Весь этот нелепый спам также продублируется вам на емейл (по умолчанию система отчитывается о каждом чихе).
Окно оповещений на Футубре. Полюбуйтесь, какие прекрасные массфолловеры подписались на меня
Я бы мог мог еще много рассказать о футубре, но, я думаю, вы уже неоднократно все это читали. Пока что это «ни рыба ни мясо», никому не нужный куцый клон Tumblr. С претензией на мегаконцепцию.
Я верю в то, что когда-нибудь всю эту Бру программисты допилят. В конце концов, у холдинга много денег, много пользователей. Но до этого может быстро наступить разочарование, и давать линк на Футубру станет плохим тоном. В свое время на подобные грабли наступила компания Intel, позволив китайцам клепать многочисленные планшеты на Atom. Теперь каждый, кто имел с ними дело, или читал о них, воротят нос от грядущих новинок, и думают, что они тоже будут тяжелыми, мало работающими от батареи, и, конечно же, тормозить. С таким реноме справиться будет сложно даже Интелу. Для этого им пришлось разрабатывать новые техпроцессы, архитектуру.
Скриншот с одного из других проектов Мейл – Ответов. Обратите внимание на рейтинги отвечающих
А Мейл вряд ли будет разрабатывать новую версию Футубры. Так что ей так и суждено остаться в памяти пользователей как что-то некрасивое, заспамленное, да еще и огороженное от стороннего наблюдателя. Ну ничего — через пару месяцев или полгодика развешают ссылки по всей почте Мейл.ру, и устроят очередной «самый большой твиттер», по аналогии с «самой большой социальной сетью Мой мир».
© Ferra.ru