Леся Рябцева об экспериментах «Эха Москвы» с ночными эфирами
Леся Рябцева в офисе «Эха Москвы». Фото Георгия МальцаСегменты радиоэфира Во время своей работы радиожурналистом столкнулась с понятием сегментации эфира. Надо сказать, ещё в университете я писала на эту тему диплом: «Утренний сегмент и его отличие от остальных». И уже тогда единственное, что мне попадалось — это изречения журналистов и исследования экспертов из-за рубежа. В отечественной же теории журналистики об этом почти ничего нет, разве что только комментарии теоретиков, а не практиков.
Вспомнить эту теорию мне пришлось совсем недавно при переформатировании эфирной сетки «Эха Москвы». Очередным вызовом для нас стало появление ночного эфира, зачинщиком которого стал главный редактор.
Мало того, что о сумасбродности Венедиктова ходят легенды, так ещё и 25 лет — нужно же чем-то опять козырнуть. Да козырнуть так, чтобы остальные завидовали. Ведь ни у одной российской радиостанции подобного ещё не было. «Слямзывать» пришлось у зарубежных коллег, о которых ниже.
В мировой практике За рубежом всё просто и понятно. Есть ночной эфир, есть чудесный журналист, который может и публику развлечь, и выдержать двух-трёхчасовой эфир с болтовней, песнями и плясками. Которому слушатель будет доверять, с которым захотят разговаривать и делиться самым сокровенным.
Например, Up All Night — это английская программа на BBC Radio 5 Live. Издание The Washington Post однажды назвало данную программу лучшей ночной во всем мире. В эфире обсуждаются различные новости, начиная от музыки и видеоигр, заканчивая новостями из мира науки и политики. Ведущие: Род Шарп (понедельник — среда), Дотан Адебайо (четверг — воскресенье).
Coat to Coast AM — американо-канадское шоу, в котором обсуждаются теории заговоров и паранормальные явления. Построено в формате длинных разговоров и звонков слушателей. Ведущие: Джордж Нури и Джордж Кнэп.
Late Night Live — австралийское радио, в котором обсуждается «всё интересное», как говорит основатель: теология, философия, политика, искусство, наука, археология, местные новости. Ведущий: Филипп Адамс.
Red Eye Radio — ежедневная ночная радиопрограмма, выходящая в США и освещающая последние новости. Формат передачи — разговорный. Ведущие: Гэри Макнамара и Эрик Харли.
Late Night Talk — ночная разговорная радиопрограмма, выходившая в Ирландии с 2003 по 2014 года. Ведущий: Мюрэнн О«Коннел.
У нас всё, конечно, было не так просто и красочно, как у зарубежных коллег. Ведь, по логике, на новый, экспериментальный и совершенно неизвестный эфир нужно сажать человека профессионального. А это значит, что его придется снимать с других рейтинговых передач. Да, ещё нужно быть уверенным, что снимаешь ты его не напрасно.
Эксперимент Идея ночного разговорного эфира появилась год назад. «Ночной» — это с 20:00 до 06:00. Тогда в неё никто не верил. Плющев, которому Венедиктов доверил вести целых два слота (ночь с пятницы на субботу, ночь с субботу на воскресенье, по три часа), думаю, долго мысленно крутил пальцем у виска. Хотя из-за природной воспитанности вслух ничего не сказал, только беспрекословно подчинился. Так появился «Один».
Эксперимент, который мы начали год назад, удачно стартовал, прочно засел уже не в двух слотах, а в трёх. Глядишь, скоро и четвёртый появится.
«Один» или «одИн» (или женский вариант «Одна» или «однА») — это один журналист, без гостей, без экспертов в студии. Цитируя Алексея Алексеевича: «Один со всем миром». Ведущий общается со слушателями наедине и со всеми возможными вызвонами: например, делает включения корреспондента с улицы или из бара. Как ни крути, но эфир-то в ночь с «тяпницы» на субботу, грех не поиграть с этим.
До прямого ночного эфира в этих же слота были повторы дневных передач, записи эфиров и музыкальные часы. Аудиторию «до» и «после» запуска ночного эфира можно сравнить ниже по данным TNS Gallup.
Перевожу на русский язык. Если весной 2011 года ночной эфир «Эха Москвы» слушало 20,09 тысячи человек каждые 15 минут с долей 4,4 (при доле «Радио Шансон» 11,7), то уже зимой 2014–2015 годов — 48,9 тыс человек каждые 15 минут с долей 10,6.
Ночной эфир со вторника на среду осенью 2014 года слушало и того меньше: 12,9 тысячи человек каждые 15 минут с долей 4,3. Уже зимой цифры выросли до 30,1 тысячи человек каждые 15 минут с долей 8,2.
Специфика Ночной сегмент эфира отличается от утреннего, дневного и вечернего своей атмосферой. Слушатели более разговорчивы, им хочется делиться своими историями, им не с кем поговорить, они не спят, нужно чем-то занять свое время.
В отличие от дневных эфиров, ночной слушают не в пол-уха, пока едут в машине, и не фоном, пока занимаются домашними делами. Ночь сама по себе располагает к тому, чтобы забыть про проблемы, поболтать, послушать других, рассказать и поделиться. Ночь расслабляет, тем более если ты находишься по другую сторону телефона: тебя никто не видит. Можно фантазировать, жаловаться и врать. Куда уж больше раздолья!
Считается, что эфир в ночное время слушают те, кто в это время работает: медработники, дальнобойщики, дежурные сотрудники. Но, как оказалось, ночью не спит никто. За то время, что мне удалось повести «Одну», позвонившими были в основным люди, которые ехали с работы, из тренажерного зала, сидели дома, вышли покурить или «тусили в падике». Мне уже даже хотелось, чтобы очередным позвонившим стал басоватый водила на дальние расстояния — зря что ли пугали?! Ан нет, ни одного.
В основном, звонили мужчины за 30, с семьей или в поисках любви, работой или в поисках себя, но всем охота поговорить. Реже звонили женщины за 40, с семьёй или счастливо одинокие, с работой или уже на пенсии: они были готовы рассказывать чуть меньше.
Каждый слушатель становился участником эфира. Задача журналиста — не только включить или выключить микрофон позвонившего. Он должен сделать историю живой, придать объём человеку и его проблеме. К тому же, кроме как на аудиторию, журналисту расчитывать больше не на кого.
Изначально хотелось выбирать темы, которую можно обсудить абсолютно со всеми: образование, работа, чувства, истории любви и путешествия. Но постепенно в некоторых частях ночного эфира появились и нишевые форматы: например, обсуждение музыки, сериала или фильма.
Ночной эфир — это всё, что угодно, всё, о чем можно говорить. И споры, обсуждения, и монологи, и слёзы, и пьяные разговоры по душам, и даже психологические консультации между позвонившими радиослушателями и журналистом.
Это огромный пласт работы, в который мы (не) верили, но очень хотели попробовать. И который мы смогли плотно и успешно, о чём говорят цифры, отработать за год.
© TJournal