Лекарство от ВИЧ: преждевременный оптимизм
Перед тем, как начать обсуждение, следует обозначить важный момент: врачи не заявляли, что нашли универсальное лекарство от ВИЧ, но лишь сказали, что спустя 2 недели после окончания терапии в крови больного не было обнаружено следов инфекции, после чего СМИ начали трубить о панацее. Отметим, что традиционная противовирусная ВИЧ-терапия в случае успеха тоже уменьшает содержание агентов вируса в организме носителя до очень низкого уровня, и засечь их бывает весьма тяжело.
Отличительной чертой ВИЧ-инфекции является то, что она нацелена на очень специфические клетки иммунной системы человека, которые называются CD4 T-клетки. Это белые кровяные тела, которые обычно реагируют на вторжение и вызывают обширную реакцию иммунного ответа, чтобы противостоять захватчикам. В ответ на это вирусные агенты начинают встраивать свой собственный белок в структуру Т-клеток, чтобы на их основе наплодить побольше собственных копий. Читать далее
После заражения, клетки уже не могут так просто избавиться от ВИЧ-инфекции, как это происходит с большинством других вирусов. Тем не менее, правильно подобранная комбинированная противовирусная терапия останавливает распространение вируса и заражение новых клеток CD4. Уровень вируса в крови начинает снижаться и через 2−3 месяца становится настолько низким, что ВИЧ уже практически не заметен во время анализа крови, как объясняет Джанет Силициано, исследователь инфекционных заболеваний из Университета Джона Хопкинса.
Проблема заключается в том, что большинство современных тестов на ВИЧ измеряют количество вирусной РНК в клетках крови, и на основе этого делается оценка того, сколько вирусных агентов в среднем находится во всем организме. Но еще в 1995 году лабораторные исследования Силициано обнаружили, что некоторая часть ВИЧ-инфекции остается невидимой для тестов, находясь в состоянии «покоя» глубоко внутри CD4-клеток. Засечь это с помощью обычных тестов нельзя, и после того, как противовирусная терапия заканчивается, вирус снова активизируется и принимается активно размножаться. Именно по этой причине люди, живущие с ВИЧ, принимают противовирусные препараты до конца их жизни.
Сейчас единственным способом узнать, что вирус полностью оставил тело человека, являются пробы и исследования крови пациента на протяжении многих лет. Две недели — далеко не тот срок, за который можно делать какие-то конкретные выводы относительно здоровья больного. Популярной стратегией, которой и воспользовались британские ученые, является сильное воздействие на CD4-клетки организма, после чего вирус с высокой вероятностью активируется и его проще будет заметить и вывести из крови противовирусными препаратами. В течение 9 месяцев они тестировали эту методику на 50 пациентах и 44-летний пациент — это просто первый из участников проекта. Окончательного вердикта в данном случае следует ожидать не ранее 2018 года. Стивен Морс, эпидемиолог и директор Центра общественного обеспечения уверен, что для оптимистичных прогнозов прошло еще слишком мало времени. «Я понимаю, почему это событие вызвало такой резонанс в СМИ, но мы должны понимать, что картина еще не прояснилась целиком», говорит он.
На сегодняшний день лишь один пациент подвергся полному и многолетнему курсу соответствующих исследований, после которых было объявлено, что он полностью исцелился от ВИЧ. Тимоти Рэй Браун, так же известный как «Берлинский пациент», 11 лет контролировал инфекцию с помощью антибиотиков, после чего узнал, что заработал острый случай миелоидного лейкоза. Он прошел курс химиотерапии и облучения всего тела, который уничтожил его иммунную систему — и, вероятно, вирус был убит вместе с ней. После пересадки костного мозга от донора с естественным иммунитетом к ВИЧ Тимоти снова прошел курс исследований и выяснилось, что его организм чист — по крайней мере биопсия клеток кишечника, головного мозга, толстой кишки и лимфоузлов так ничего и не выявила.
Но это не панацея. Разумеется, уничтожение иммунной системы может привести к крайне тяжелым последствиям, к тому же 33 миллионам людей, что уже живут с ВИЧ, невозможно провести подобную терапию при всем желании. Другие пациенты, «излеченные» от вируса на первый взгляд, в течение нескольких лет испытывают остаточные явления от заболевания и лишь спустя 4−5 лет считаются «свободными» от инфекции. Ученым необходимо разработать намного более эффективную и безопасную терапию перед тем, как можно будет с уверенностью объявить о создании панацеи.