Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven

»Сколько себя помню, всегда хотел быть гангстером», — сказал Рэй Лиотта в классической ленте про гангстеров, сам не зная, что идеально опишет великую компьютерную игру, которая появится спустя 13 лет после релиза кинофильма. Mafia: The City of Lost Heaven — это не просто игровой «Крёстный отец», «Однажды в Америке» и те же «Славные парни». Это — веха, воплощение всего лучшего, что есть в гангстерских картинах. Это, в конце концов, редчайший по своей сбалансированности синтез кино и игр, без малейшего перекоса в ту или иную сторону. Маленькой, практически неизвестной студии из Чехии не только удалось рассказать монументальную историю об Америке, но и комфортно усидеть на двух стульях. Чему, к слову, так и не научился Хидео Кодзима.

Почему играть?

Америка, схематично начерченный Чикаго, 30-ые. Страна в Депрессии: вокруг кризис, безработица, безнадёга и сухой закон. Томми Анджело — черноволосый парень в шофёрской кепке — крутит баранку и свято верит, что жизнь удалась:»у большинства и машины нет». Машина и станет для Томии билетом в другую жизнь: в конце рабочего дня в неё прыгнет пара взъерошенных итальянцев и прикажет увезти куда-нибудь подальше от парней с пушками. Томми последний раз сядет в такси простым работягой, и закрутится: дон Сальери, консильери Фрэнк, Паули, Сэм, Сара и та, чьё имя лучше не говорить вслух, прогуливаясь по итальянскому кварталу — Омерта.

Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven

Сюжет про гангстера поневоле — совестливого и в общем-то достойного человека Томми — едва ли назовешь оригинальным: за те 10–12 часов, что продлится Mafia, начинающий сценарист Даниэль Вавра выкинет перед зрителем (зрителем!) практически все клише из методички «как написать кино про бандитов». Мужская дружба навек, строгий, но справедливый босс, осатаневшие конкуренты,»брат, я тебя не брошу умирать здесь! », первая делёжка денег, последняя делёжка денег, мутные схемы в обход начальства.

Даже расплата — неминуемая, как закат Солнца — запустится с чертовски истёртого хода: мягкого сердца внутри жёсткого человека, сжимающего пистолет. Мягкое сердце в итоге всё и погубит — единожды поддавшись на его пульс, Томми будет ему слепо верить, будто слову дона. Вокруг мир разлетится на части, чёрт, ставящий стул спиной к себе, вымахает в дьявола, а в широко распахнутых глазах Томми отразится финальный месседж: просто я хотел жить по своим правилам.

Вавра тоже хотел жить по своим правилам, и поэтому с бандой единомышленников нагородил почти настоящий Чикаго начала XX века. Гигантский город мог сбить с ног, если бы по нему хоть раз провели от начала до конца. Но чехи распорядились ресурсом, как истинные восточные европейцы — пустили на задний фон. Никакой, на самом деле, свободы: Томми всегда был ограничен в движении, его гнали из одной точки в другую. Но это было совершенно опьяняющее чувство: пилотируя продырявленный грузовик с виски, мы знали — за этой улицей есть ещё одна, а также парочка районов, где живут своей жизнью. Это не макет, не голограмма, не обман: представьте себе вид из наблюдательного окна в Цитадели из Mass Effect, который существует на самом деле — вы можете туда рвануть, если захотите.

Иногда невидимые створки существенно расширялись, выпуская на дорожную артерию раскалённую (80 км/ч — это вам не шутки!) тарантайку под аккомпанемент парочки таких же, но с двуцветными люстрами на крыше. Погони в «Мафии» и сейчас остаются на каком-то недосягаемом уровне, наверное, из-за системы повреждений внутри кабины: единожды прилетев в столб, Томми обречённо падал на руль и уже никуда не ехал. Это обстоятельство — каждое ДТП может стать последним — взвинчивало ставки на поднебесный уровень: случайная пуля, попавшая в колесо, выводила бывшего таксиста царём из самой жуткой переделки или, наоборот, отправляла в начало уровня.

Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost HeavenЛегенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven

Наконец, Mafia была просто идеально скомпонована. Ни одной лишней сцены, ни одного ненужного слова и звука. Стыки заварены так плотно, что игру — если бы не эта чёртова миссия с гонками — мы бы пролетали за один день, как увлекательную книгу, фильм или новый сезон любимого сериала. И в голове бы остался калейдоскоп образов, живых и неистребимых: джаз в дворце искусства, сигарета в постели Сары, восьмицилиндровый «Форд» с дырками по параболе, самолёт, уходящий в Европу под безразличным американским небом. Чехи, как и их знаменитый соотечественник Милош Форман, выкопали в главной мировой культуре свою землянку, которую уже никогда не покинут. Загляните туда и вы.

Как играть сегодня?

Вариантов на самом деле меньше, чем вам кажется. Пару лет назад «Мафию» удалили из Steam — непонятно, кто за это отвечал, но, хочется верить, ему послали рыбу, завёрнутую в пакет. Для GOG игра, видимо, недостаточно пиксельная, следовательно, легально в цифровом виде вы нигде её не купите. Нелегальных вариантов, конечно, полно, но если хочется, чтобы всё по-честному — отметьтесь в вишлисте на том же GOG. Может, что-то и выйдет. Либо просто найдите версию от »1C» — не самую удачную, зато вполне каноничную для нашего региона. Благо она пару раз переиздавалась и до сих пор распространена на прилавках какой-нибудь «Горбушки».

Легенды не умирают — Mafia: The City of Lost Heaven

Вопреки распространённому мнению, Mafia заглядывала и на консоли — на оригинальную Xbox и вторую PlayStation. Правда, лучше бы не заглядывала: портирование выполнили, спустя рукава, и от лоска PC-версии не осталось и следа. Что интересно: в PSN её нет, хотя для не менее неуспешного покорителя приставок, Max Payne, место нашлось. Недавно зажглись слухи, что PS4 научат читать игры с PS2 — верим и надеемся, надеемся и верим. Но на самом деле нет — лучше на PC.

Во что ещё играть?

The Godfather II

Первый игровой «Крёстный отец» был несимметричным ответом чехам: деньги Electronic Arts, лицензия Paramount, музыка Нино Рота. Случилось фиаско — американцы соорудили из собственного же фрагмента культурного кода возмутительную ахинею. Сиквел к «Крёстному отцу» имел такое же отношение, как и оригинал, но в него хотя бы было интересно играть — не каждый день встречается помесь GTA-экшена и вполне себе тактического режима.

Grand Theft Auto IV

Почему не Grand Theft Auto V, не San Andreas, не Vice City? Да всё просто. Mafia — она же про серьёзные отношения, а не про разрядить автоматный рожок в толпу зевак (берегитесь, старушки!). В GTA дух бессмысленной и беспощадной свободы всегда превалировал над сюжетом. Исключение — как раз четвёртая часть (точнее, первая треть четвёртой части). Сербский бандит Нико и итальянский гангстер Томми — чертовски похожие люди, пусть и из разных эпох. А их путь наверх — так же усеян трупами и по итогу печален.

Mafia II

На сиквел было вылито столько яда, что, пожалуй, не будем лишний раз разжигать. Но стоит признать — проблески в Mafia II были. Особенно первая, зимняя, половина: люди кутаются в шинели, на порывах пьяный воздух изо рта, Вито мёрзнет в своей лёгкой курточке. И на этих же улицах — гангстеры, взрывы, разборки с местными. Жаль, вторая половина портилась просто катастрофически — и чем ближе к финалу, тем быстрее. Ну и ладно, первой более чем достаточно.

Автор текста: Илья Божко

Источник:  4pda.ru


©  4PDA