Легендарные мотоциклы СССР: дорога от "Ижа" до "Урала"

28.09.2022, 23:55
Мотоциклетных заводов в СССР было не меньше, чем автомобильных. Некоторые прославились на весь Союз — «Иж», «Минск», «Урал», а иные были известны только в тех регионах, где непосредственно производились. Сегодня в обзоре — 10 советских мотоциклетных заводов.
Тим Скоренко

Большая часть мотозаводов СССР не пережили лихие 1990-е, разорившись на фоне рыночной конкуренции с более совершенной импортной продукцией. Но иные выжили и сегодня начинают постепенно возрождаться из пепла. В нашем материале вы увидите фото как советских мотоциклов, так и моделей, вышедших уже в современной России. Отметим, что мотоциклы в СССР были гораздо дешевле автомобилей, да и раздобыть их было гораздо проще. Кроме того, советская мототехника славилась своей надёжностью и техническими характеристиками. Сегодня мы расскажем вам на каких именно мотоциклах ездили в СССР.

Мотоцикл «Иж»

Ижевский машиностроительный завод в первую очередь известен оружейным производством, а с 1929 по 2008 год производил мотоциклы, пользовавшиеся огромным успехом и спросом в СССР. Отметим, что мотоциклы «Иж» экспортировались из СССР и за рубеж. Это было первое серийное производство мотоциклов в новом государстве; сперва было изготовлено несколько прототипов, а с 1933 года «Иж-7» пошёл в серию. Популярная серия мотоциклов «Иж Планета» производилась в СССР, но пользовались моделями не только наши граждане. Так, особым вниманием в соседней Финляндии, Великобритании и даже в Нидерландах пользовалась модель «Иж Планета Спорт».

На снимке — «Иж Планета-2», выпущенный в 1964 году. Это одна из самых массовых моделей завода. Производство «Планет» не прекращалось и после распада СССР. Последняя модель в серии («Иж Планета-7») была выпущена в 2008 году.

Мотоцикл «Минск»

Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ) был основан в 1945 году и функционирует до сих пор. В 1951 году в серию пошёл первый в СССР мотоцикл «Минск» M1A. Сегодня у марки есть экспортное название M1NSK и довольно большая гамма моделей — спортивных, дорожных и эндуро.

На фото — мотоцикл «Минск» М103, производившийся в СССР в 1962–1964 годах. Основные характеристики этого мотоцилка «Минск»: расход топлива — 3–3,5 л/100 км, вес — 85 кг, мощность двигателя — 5 л.с.

Мотоцикл «Урал»

Ирбитский мотоциклетный завод сегодня является буквально одним из пары заводов в мире, производящих тяжёлые мотоциклы с боковым прицепом. Завод был основан в 1941 году и некогда делал «Уралы» миллионами. Он пережил 1990-е и сегодня производит малыми сериями очень красивые мотоциклы в ретро-стилистике, идущие в основном на экспорт. Поклонником «Уралов» является, например, Брэд Питт.

На снимке — красавец «Урал-СиТи» 2015 модельного года. Сегодня его цена составляет около 800 тысяч рублей. Примечательно, что тяжёлый мотоцикл «Урал» в СССР стоил около двух тысяч рублей, а средняя зарплата граждан равнялась 150 рублям.

Мотоцикл «Тула»

Тульский машиностроительный завод существует с 1879 года и за свою долгую историю производил практически всё на свете (в основном — оружие). Но в 1953 году на нём запустили производство велосипедов, а тремя годами позже — мотороллеров. Сегодня ТулМаш мотоциклы уже не строит, но его продукция — «Тулица», «Муравей», «Турист» — вошла в историю советского мотостроения. Они по праву считаются одними из лучших мотоциклов времён СССР.

На снимке — знаменитый грузовой мотороллер ТГА200 «Муравей». А с 2020 года на том же ТМЗ под одноимённой маркой «Муравей» выпускают электротележку с кабиной на четырёх колёсах.

Мотоцикл «Днепр»

Киевский мотоциклетный завод был основан в 1945 году и к настоящему времени номинально не ликвидирован, хотя производство остановлено ещё несколько лет тому назад. Первой моделью был лёгкий мотоцикл К-1Б «Киевлянин». В конце 1950-х завод пытался производить и автомобили, но недолго. Мотоциклами «Днепр» в СССР и сегодня называют все тяжёлые модели, выпущенные КМЗ. Исторически верно будет говорить, что первый названный так мотоцикл («Днепр» К-650) появился в 1968 году.

На снимке — мотоцикл М-72, который выпускался киевским заводом по ирбитской документации с 1950 по 1953 год. На тот момент завод ещё не использовал для своих моделей имя собственное «Днепр».

Мотоцикл «Ковровец»

Завод имени Дегтярёва в Коврове — это завод оружейный, но новый для СССР мотоцикл появляется на этом заводе в 1946 году. С этого времени там делали мотоциклы под марками «Ковровец» и «Восход». Сегодня производство приостановлено. 

На снимке — «Ковровец» К-175. Он был выпущен в 1957 году и имел следующие характеристики: двигатель с рабочим объёмом 173,7 см³, колёса — 16 дюймов, а шины размером 3,25–16.

Мотоцикл «ТИЗ»

Таганрогский инструментальный завод (ныне — Таганрогский комбайновый завод) — один из первых, довоенных ещё производителей мотоциклов в СССР. Правда, после вoйны к производству мототехники завод уже не возвращался.

На снимке — основная модель ТИЗ АМ-600 (1935–1943). Данный мотоцикл использовали в советской армии во время Второй мировой вoйны.

Мопед «Рига»

Мопеды завода «Саркана звайгзне» (с латышского — «Красная звезда») были вожделенной машиной для многих молодых людей. Производились они в Риге с 1958 по 1998 год. Данный завод являлся крупнейшим производителем мопедов (и мотоциклов как «Рига-17С») в СССР.

На снимке — мопед «Рига-11» 1976 года. Максимальная скорость этой модели равнялась 40 км/ч, а габариты составляли 1970×750х1150 мм.


Мокик «Карпаты»

Львовский мотозавод (ЛМЗ) был основан в 1919 году как завод «Металл», а в 1960-м перепрофилирован под производство мотоциклетной техники, которой и занимался до ликвидации в 1997 году. Известен он в первую очередь мопедами «Верховина» и мокиками «Карпаты». Отметим, что в 1960–1970-х годах в СССР были популярны мотоциклы и мопеды «Ява», но упомянутый выше рижский и львовский мотозаводы не отставали от своих конкурентов.

На снимке — мокик ЛМЗ-2.752 «Карпаты-2», разработанный в 1989 году и произведенный малой серией.

Мотоцикл «ПМЗ»

Подольский механический завод стал первым производителем тяжёлых мотоциклов в СССР и строил модель ПМЗ-А-750 с 1934 по 1939 год. Это была единственная модель, делавшаяся в Подольске, но и по сей день она остаётся одним из самых красивых советских мотоциклов.

На фото — модель ПМЗ-А-750. Всего на заводе было выпущено 4636 таких моделей.

©  Популярная Механика