Лазерные шоу Мартина Хессельмайера

17.10.2021, 06:15
За окном сверкают молнии, но это не гроза, а лазерное шоу немецкого художника Мартина Хессельмайера, мастера световых инсталляций. Его яркие перформансы собирают сотни зевак, которые далеко не всегда догадываются, что сами становятся действующими лицами аттракциона.
Антон Теплов
Лазерные шоу Мартина Хессельмайера

В отключенном состоянии инсталляция выглядит так, будто в павильонах торгового центра гигантский паук сплел западню, подобную тем, что можно встретить в детских развлекательных комнатах или на телевизионных шоу. Только вот детские увеселения здесь совершенно ни при чем. В основе проекта лежат подключенные к микроконтроллерам люминесцентные нити, а снаружи расположены датчики, которые реагируют на движения, звуки и освещенность. В зависимости от изменения показателей нити зажигаются, и начинается игра света, со стороны отдаленно напоминающая сверкание молний или лазерное представление в духе Жана-Мишеля Жарра. Эта инсталляция называется Capacitive Body («Емкостное тело», 2008), и она стала одним из первых экспериментов Мартина Хессельмайера с окружающей средой. По его мнению, каждое пространство, будь то парк, торговый павильон или проезжая часть, имеет собственную невидимую ауру. Главной своей задачей дизайнер ставил проявление иных, непривычных зрителю сущностей окружающего мира, взгляд на обычное пространство под необычным углом. И еще он пытался рассказать, что у любой окружающей среды есть свой неповторимый рисунок, а его работа — это всего лишь механизм, с помощью которого это можно зафиксировать визуально. Справился он или нет — решать зрителю.

Raumlinien («Линии в пространстве», 2006) — это кинетические инсталляции из световых линий, которые никто не видел, кроме самого Хессельмайера. Результатом работы стали не сами светящиеся системы, а их фотографии, выставленные наряду с «реальными» работами скульптора.

Танцы света

Работа со светом началась с проекта Raumlinien («Четкие линии», 2006), который Мартин разработал для серии широкоформатной печатной рекламы. Для фотосессии он спроектировал витиеватую сеть люминесцентной проволоки, растянутой между деревьями. Проект был отснят, но световая концепция отказалась покинуть голову дизайнера. Хессельмайер начал искать, каким образом развить проект, и на определенном этапе встретился с Андреасом Мюкселем — профессором кельнской школы дизайна. Они сработались: Мюксель по сей день остается соавтором Мартина в области светового искусства. Дизайнеры выбрали достаточно узкое направление и отклоняются от него не так уж часто. Другое дело, что это направление в принципе уникально и конкурентов внутри жанра у них практически нет.

Raumlinien («Линии в пространстве», 2006)

В принципе, большая часть интерактивных работ Хессельмайера представляет собой вариации на тему того самого, первого «Емкостного тела», с различными отклонениями. В первой работе контроллеры работали независимо друг от друга и не были связаны логическими механизмами, но авторам этого и не требовалось: работа не должна была реагировать сама на себя, и для управления каждой светящейся осью существовал отдельный датчик, выведенный за пределы инсталляции.

Revolving Realities («Повторяющиеся реальности», 2010) — система светящихся нитей, датчиков и микроконтроллеров, реагирующая на движение зрителей, изменение освещенности помещения, на звуковую дорожку. Общая площадь инсталляции, к слову, 600 м2.

Зато при создании продолжения — Revolving Realities («Повторяющиеся реальности», 2010) — Хессельмайеру и Мюкселю пришлось поработать, чтобы связать контроллеры не только между собой, но и со звуковой дорожкой и системой освещения. На этот раз центром композиции стал сложный геометрический объект, который благодаря освещению принимал разные формы. Тем не менее философская суть проекта не слишком изменилась: по словам дизайнеров, они хотели создать инсталляцию, которая играет с чувством реальности человека, заставляя с помощью визуальных эффектов и звука каждый раз по-новому воспринимать место, в котором он находится.

Обмануть законы Ньютона

В своем творчестве Мартин использует исключительно технологии нового века: визуальная составляющая большей части его работ напрямую связана с программированием. Немало времени Хессельмайер посвящает настройке и отладке софта, а хитросплетения проводов и гроздья микроконтроллеров стали неотъемлемой частью его творчества.

Достаточно громкий проект — работа Weight of Light («Масса света», 2014), в которой Хессельмайер (опять же в соавторстве с Мюкселем) постарался показать невозможное: в скульптуре свет перемещается якобы под воздействием тяжести, словно шарик в лабиринте. Конечно, обмануть законы физики дизайнерам не удалось: свет движется благодаря заданному алгоритму работы светодиодных лампочек, спрятанных в полиэтиленовых трубах. Но остроумный подход дал свои плоды — за эту работу Мартин удостоился премии Международного конкурса светового искусства. И сама экспозиция, и награждение проходили в культурном центре Lindenbrauerei — бывшем пивоваренном заводе, который (как и московский «Винзавод») превратился в выставочный центр. Там можно посмотреть на светящиеся провода Хессельмайера и сегодня — экспозиция стала постоянной. В какой-то мере это объединяет целые пласты немецкой культуры — классической и современной; с одной стороны, пиво как гордость немецкой нации, с другой — творческий минимализм XXI века.

Weight of Light («Масса света», 2014) — проект, в котором свет обретает физическую массу. Свет перемещается по проводу якобы под действием силы тяжести, хотя это просто запрограммированная игра светодиодов.

Механическая ретушь

Жанр «рисующих машин» для кинетического искусства не нов и весьма типичен. В разное время мы писали о таких дизайнерах, как Деннис Своронос или Балинт Болиго, работающих над автоматическими рисующими механизмами. Как правило, подобные машины построены по типовой схеме: какой-либо пишущий инструмент, система крепления и электродвигатель, благодаря которому маркер перемещается по поверхности. Но иные скульпторы экспериментируют с формой и материалами, пытаясь найти что-то новое в этом жанре.

SARoscop — устройство для визуализации элекромагнитных волн. Матрица из 25 связанных объектов реагирует на волны, поступающие из окружающей среды, меняя местоположение отдельных элементов и яркость освещения.

Мартин Хессельмайер — из их числа: его рисующий механизм Photofeedback («Фотоотклик») работает с фотобумагой в затемненных лабораторных условиях, а вместо карандашей Мартин использовал светодиодные лампочки, оставляющие узоры на светочувствительном покрытии. В программировании Мартин тоже попытался выйти за пределы области, ограниченной классическими представителями жанра. Основой траектории рисующего механизма послужила… музыка. Другое дело, что и в этой сфере немец далеко не первый — визуализировать музыкальные ритмы пытались неоднократно, и результат с художественной точки зрения оставляет, прямо скажем, желать лучшего. Другое дело, что здесь важен не результат, а процесс получения изображения. Да и сам Мартин утверждает, что рисунок какой-либо мелодии куда более интересен, чем банально выведенная аккуратная надпись или мастерски отрисованный карандашом скетч.

Еще одна работа, связанная с фотографией, — это M.I. R, миниатюрная копия затонувшей космической станции. Правда, к фотографии она имеет довольно забавное отношение: подвесив ее под правильным углом, с помощью фотоаппарата можно создать иллюзию огромной летящей скульптуры. Впрочем, даже эта шуточная работа от Мартина несет вполне конкретный и ясный смысл, доказывая, что разные вещи под разными взглядами могут очень сильно меняться.

Дизайн для городов

Мартин Хессельмайер родом из Кельна, но после окончания школы он перебрался в Мангейм, где поступил в университет. По возвращении в родной город он окончил еще и аспирантуру Кельнской академии медиаискусств. Сегодня Хессельмайер работает креативным директором в рекламном агентстве, но основой своего творчества считает, конечно, не рекламу, а экспериментальный дизайн городской среды.

Имя: Мартин Хессельмайер // Год рождения: 1978 // Место жительства: Кельн, Германия // Образование: Академия искусств и дизайна Мангейма, аспирантура академии медиаискусств Кельна // Род занятий: скульптор, дизайнер // Творческое кредо: «Окружающая среда — неиссякаемый источник для творчества»

Конечно, дизайн среды — это не столько создание культурных перформансов, сколько проектирование удобной для жизни обстановки (от уличных «зебр» до лавочек в парках), то есть работа не столько зрелищная, сколько функциональная. Но Хессельмайера не назовешь городским дизайнером — он художник, а не расчетливый инженер. Тем не менее его работы направлены на взаимодействие с человеком и окружающей средой, транспортом, шумом и освещенностью — все эти понятия плоть от плоти современного города, и без них инсталляции Мартина выглядели бы неполноценно. В конце концов дизайн города — это в том числе зрелищные визуальные проекты, и потому работы Хессельмайера здесь как нельзя кстати.

©  Популярная Механика