Лайнер номер 204: тяжкая участь последнего самолета Туполева

Лайнер номер 204: тяжкая участь последнего самолета Туполева
Этот самолет рождался в тяжелых условиях, да и сама его жизнь была переполнена нелегкими моментами.

Этот самолет рождался в тяжелых условиях, да и сама его жизнь была переполнена нелегкими моментами.
10600957cecb7d0655d93c568eecd24d_cropped
Александр Плеханов
7 августа 2019 07:00

Прошло 30 лет со дня первого полета последнего на сегодняшний день действующего лайнера КБ Туполева. Его судьба оказалась, прямо скажем, незавидной. Но начиналось все не просто хорошо, а замечательно: к началу нового века планировалось выпустить более пятисот самолетов, но… к 2019 году их собрали менее девяноста штук. Причем в России они эксплуатируются только госструктурами, так как авиакомпании от них отказались.

Для своего времени Ту-204 был весьма неплохим самолетом, и он однозначно пришелся бы ко двору если бы КБ Туполева изначально твердо знало, как должен выглядеть преемник Ту-154. Пока в 1986 году самолет не был окончательно утвержден, проект пережил несколько изменений. Первоначально планировалось выпускать Ту-204 с тремя двигателями и широким фюзеляжем, затем корпус ужали и остановились на двухмоторной схеме. После вносились другие бесконечные изменения, а время не стояло на месте. И только в ноябре 1988 года был собран первый предсерийный самолет, который 2 января 1989 поднялся в воздух.

Эти потерянные годы и сыграли в судьбе Ту-204 роковую роль. Появись он хотя бы на три года раньше, все сложилось бы для него по‑другому. Но период становления лайнера «на крыло» пришелся на развал Советского Союза и резкого сокращения финансирования авиационной промышленности. Вернее, денег вообще не стало, и самолет туполевцы доводили до ума чуть ли не на голом энтузиазме. А ведь помимо самого Ту-204 доводить до ума надо было еще и двигатели ПС-90.

Первый технический рейс самолет совершил только в конце 1994 года, а коммерческая эксплуатация Ту-204 началась 23 февраля 1996 года. То есть, спустя семь лет после первого полета и в тот самый момент, когда российские авиакомпании начали массово переходить на «иномарки» — «Боинги» и «Эйрбасы». А кто был победнее, те «донашивали» Ту-154, даже несмотря на то, что Ту-204 был на 35% экономичнее своего предшественника.

Не заладилось и с экспортными поставками, хотя пять Ту-204 оснастили двигателями Rolls-Royce RB-211−535 и продали египетской авиакомпании Cairo Aviation, причем египтяне заказали один самолет в грузовой модификации. Три самолета отправились на Кубу, два в КНДР и шесть в Китай. Вряд ли кто думал, разрабатывая Ту-204, что за границу удастся отправить всего дюжину лайнеров, да и отечественные авиаперевозчики к самолету проявят вялый интерес. Хотя, если называть вещи своими именами, то не проявят фактически никакого интереса. Хорошие договоренности были с Ираном, но из-за использования на самой совершенной модификации Ту-204СМ двигателей ПС-90А2 с американскими комплектующими и запрета США на поставку технологий Ирану сделка сорвалась. В общем, в дополнении ко всем прочим своим бедам, Ту-204 пострадал еще и из-за санкций.

Самое обидное, что на модификации Ту-204СМ устранили практически все детские болячки, от них избавились и двигатели ПС-90, и самолет вполне мог бы занять свою нишу среднемагистральников пассажировместимостью до 120 человек и дальностью полета до 7000 километров. Но драгоценное время было упущено, российский авиарынок поделили между собой «иномарки», а теперь еще и МС-21 на подходе, поэтому дни Ту-204 наверняка сочтены. Выпускающийся в Казани доработанный вариант Ту-214 пользуется спросом исключительно у госструктур и военных, так как практически вся элементная база самолета — отечественная. Благодаря этому обстоятельству, выпуск самолетов продолжается штучно, что не меняет удручающей картины в целом. Ни один отечественный лайнер не имел таких перспектив — ему предстояло заменить весь парк Ту-154, а это больше тысячи самолетов. Однако с 1990 года выпущено менее ста штук. И ведь самолет то был неплохой, во всяком случае для начала девяностых. Но именно девяностые годы его и погубили. Ту-204 родился в самое неподходящее время, хуже которого и представить сложно. В те годы страна балансировала на грани распада, и ей однозначно было не до самолетов.

От удара девяностых годов, похоже, так и не смогло прийти в себя КБ Туполева. И хотя периодически появляется информация, что туполевцы готовы разрабатывать новые самолеты, например, транспортник Ту-330, насколько это осуществимо — пока непонятно. Сложно ожидать, что КБ Туполева за те тридцать лет, что прошли с момента первого полета Ту-204 — последнего серийного самолета прославленного конструкторского бюро — сохранило имевшиеся компетенции. Фактически в мировом авиастроении сменилась целая эпоха, проектирование самолетов вышло на иной уровень, в самих самолетах все больше используются системы управления с элементами искусственного интеллекта, уже появились так называемые «виртуальные пилоты» и много чего другого, что стало следствием технического прогресса. К огромному сожалению, все эти тридцать лет КБ Туполева не смогло довести до серийного выпуска ни один самолет. Не по своей вине, конечно, но факт остается фактом — Ту-204 на сегодняшний день пока что является последним серийным самолетом, запущенным в производство. Неплохому лайнеру не повезло буквально во всем при рождении, а теперь ему остается только тихо уйти на пенсию. Как появится МС-21, производство Ту-204 — даже штучное — однозначно будет прекращено.

Ещё больше по темам

Обсудить 0

Интересное в сети

©  Популярная Механика