Лайфхак: Как бесплатно читать платные статьи
Российские «Ведомости» и западные WSJ, FT и Bloomberg — одни из главных источников эксклюзивной информации, связанной с бизнесом. Именно оттуда мы впервые узнали о, например, осведомлённости о Heartbleed в АНБ, встречах Дурова с Медведевым и Путиным, а также о выходе бюджетного iPhone, которым в 2013 году стал iPhone 5c.
Однако многие из статей публикуются с ограничением доступа, и после достижения определённого лимита на бесплатные статьи в месяц сайт попросит оплатить подписку. Такой метод называется пейволлом (paywall): пользователя как будто стеной огораживают от ценного контента, за который нужно платить.
Пейволлы практикуют и другие издания, от The New York Times и британского The Times до российских «Слона» и «Дождя», также предоставляющих часть контента бесплатно. У газеты «Коммерсантъ» все материалы на сайте находятся в открытом доступе, однако из мобильного приложения доступ ограничен. Так же поступили и «Ведомости» ещё с 2011 года, и с тех пор их лимит в 30 бесплатных статей в месяц неоднократно снижался.
Есть несколько способов, при помощи которых можно читать многие (но не все) статьи, спрятанные за пейволлом.
1. Переходить по ссылкам из агрегаторов новостей Большинство людей предпочитает всегда использовать прямые ссылки, однако иногда оказываются неожиданно полезными и реферральные. Например, ссылки из «Яндекс.Новостей» или Google News работают магическим образом: при переходе по ним многие платные статьи открываются в полном виде, причём бесплатно.
Попробуйте сами: при первом переходе по прямой ссылке на статью сайта Houston Chronicle пользователь видит лишь заголовок и анонс статьи, а остальное скрыто под пейволлом. Однако если перейти на ту же статью из сервиса новостей Google (обратите внимание на адрес ссылки), то она открывается целиком. В большинстве случаев для росссийских источников (например, «Ведомостей») аналогично работают и «Яндекс.Новости».
Причина кроется в партнёрском соглашении между поисковиками и интернет-изданиями. Как рассказали TJournal в «Яндексе», если издание передаёт текст своих материалов в «Яндекс.Новости», оно должно предоставлять пользователям новостного агрегатора полный доступ. Скорее всего, аналогичные условия работы существуют и в Google.
Соглашение, которое мы заключаем со всеми нашими партнёрами, обязывает их включать в экспорт для «Яндекс.Новостей» только те материалы, доступ к которым не требует оплаты или регистрации нга сайте. Если же такие материалы всё же включаются в экспорт, доступ к ним должен быть открыт для читателей, пришедших со страниц «Яндекс.Новостей». Выбор — исключать закрытые материалы из экспорта или открывать их для тех, кто пришёл от нас — делает издание. Практика показывает, что присутствие ссылок на издание на страницах нашего сервиса и аудитория, приходящая от нас, на данный момент достаточно важны для многих СМИ, чтобы выбирать второй вариант. Так делают, например, «Ведомости».пресс-служба «Яндекса»
Таким образом, чтобы прочитать закрытую статью, нужно лишь найти её в одном из новостных агрегаторов по тексту заголовка и перейти по ссылке.
2. Использовать режим инкогнито Обычно сайты, предоставляющие бесплатный доступ к ограниченному количеству статей, идентифицируют пользоваться при помощи cookies. Например, «Ведомости» позволяют читать 13 статей в месяц (Roem.ru пишет о лишь восьми статьях), а New York Times — 10. Когда этот лимит оказывается израсходован, появляется требование зарегистрироваться и оплатить подписку.
Однако если на сайт заходить в режиме инкогнито, в котором cookies обнуляются, «Ведомости» будут думать, что ваш лимит по-прежнему составляет 13 статей. Например, в браузере Google Chrome открыть новое окно в режиме инкогнито можно при помощи сочетания Ctrl+Shift+N (или Cmd+Shift+N для Mac OS X).
3. Переходить по ссылкам из соцсетей В некоторых случаях может сработать первый способ, аналогичный использованию новостных агрегаторов. Издания могут сделать скидку для переходов из соцсетей, если для них важно привлекать новую аудиторию, поэтому ссылки в Twitter могут позволить открыть статью целиком.
4. Читать в перепечатках Многие интернет-СМИ, формирующие картину дня, имеют корпоративные доступы к платным источникам новостей, таким как бизнес-газеты и закрытые ленты информационных агентств. Составляя свою версию самого важного за день, они передают информацию из таких источников у себя на сайтах.
Однако тут рассчитывать на СМИ целиком нельзя: хотя они вряд ли пропустят что-то по-настоящему важное, какие-то данные могут быть не перенесены в общедоступные заметки или перенесены неточно. Кроме того, СМИ запаздывают по времени: если в случае с развлекательным контентом это неважно, то информация, на основе которой принимаются решения, обычно нужна максимально быстро.
5. Платить Серьёзно. Если вы регулярно используете какой-либо источник контента — будь это App Store, сайт со свежими музыкальными релизами или платное интернет-издание — имейте совесть и отблагодарите авторов материально. Это позволит им и дальше создавать то, что вы привыкли потреблять.
Например, годовая подписка на полные электронные «Ведомости» обойдётся в 5800 рублей (до 23 июля издание предоставляло скидку), премиальный раздел Slon.ru стоит 2900 рублей в год, FT.com — от 11 тысяч рублей в год, примерно во столько же обойдётся электронная версия Wall Street Journal. «Коммерсантъ», кажется, стоит дороже всех.
Понятно, что подписываться на все нецелесообразно финансово, да и читать такое количество контента вряд ли возможно. Но, во-первых, доступ к некоторым материалом иным способом получить не удастся, а во-вторых, это хорошая мотивация определиться с любимым источником профессиональных новостей и приучить себя ежедневно быть в курсе событий.
Платить приятно, Никита Лихачёв, TJournal
© TJournal