Квантовое замедление времени проверят с помощью ядерного реактора

ba4cb913b73a8450f3e6b6d1bacfc3da_ce_1280
Несколько лет назад австралийские физики предложили новую квантовую теорию времени. Теперь физики планируют проверить эту гипотезу, исследуя замедление времени в ядерном реакторе.

Время всегда движется из прошлого в будущее и всегда только в этом направлении. Почему так происходит, остается загадкой. Наиболее широко распространенное объяснение этой асимметрии кроется во втором законе термодинамики, который гласит, что все процессы в изолированной системе стремятся увеличить меру беспорядка — энтропию.

Согласно квантовой теории времени австралийского профессора Джоан Ваккаро, энтропия — это скорее следствие течения времени, а не первопричина. Для описания этой концепции физик любит проводить аналогию с деревом, раскачивающимся на ветру — может казаться, что это листья (энтропия) раскачивают дерево, но на самом деле движение листьев является следствием движения дерева под действием ветра. Функцию ветра в новой теории выполняет нарушение симметрии относительно обращения времени (T-симметрии).

Ученые привыкли рассматривать пространство-время как единое целое, но согласно теории Ваккаро, эти сущности нужно отделить, так как относительно для них выполняются разные законы. Если объект локализован в пространстве, например, книга лежит на столе, это не будет означать его локализации в конкретном времени. Согласно Ваккаро, если бы пространство-время было единым, то объекты локализовались бы одновременно и во времени и в пространстве.

Конечно,  это противоречит законам движения и сохранения массы. Но, как предполагает Ваккаро, нарушения T-симметрии делают невозможным локализацию материи во времени. Из-за нарушений обращения относительно времени объекты не появляются и не исчезают случайным образом, а существуют непрерывно. Квантовая теория времени Ваккаро — это довольно серьезный отход от общепринятой физики, и сама создательница признает, что ее точка зрения спорна и вполне может быть ошибочной.

Но, как и любую хорошую гипотезу, предположение австралийского физика можно проверить экспериментально. Физики в новой работе показали, что проверить квантовую теорию времени можно, измеряя нарушение T-симметрии у нейтрино. Нейтрино и антинейтрино можно создать в ядерных реакторах, так что именно там будет проводиться новый эксперимент. Ученые установили двое очень точных атомных часов — одни в реакторе OPAL в Сиднее, а другие вне его — и их синхронизировали. Если часы в какой-то момент рассинхронизируются, это будет сигналом замедления времени и нарушения T-симметрии.

По словам Джоан Ваккаро, в настоящее время нет никаких оснований полагать, что в ядерном реакторе должно происходить замедление времени, поэтому, если обнаружатся какие-либо признаки этого явления, то квантовая теория времени получит первое подтверждение.

Релиз опубликован на сайте Австралийской организации по ядерной науке и технологиям.